17.06.2010 07:50
Экономика

Виктор Басаргин: Инвестиционный фонд РФ стал полноправным инструментом региональной политики

Инвестиционный фонд РФ стал полноправным инструментом региональной политики
Текст:  Наталья Барановская
Российская газета - Экономика: Регионы - Инвестиционные проекты №130 (5209)
Читать на сайте RG.RU

В мае 2010 года правительство РФ утвердило Положение об осуществлении контроля и мониторинга хода реализации проектов, получивших бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, которое призвано повысить эффективность использования бюджетных ассигнований Инвестфонда и обеспечить соответствие показателей реализации проектов заявленным. О том, насколько эффективно сегодня расходуются средства Инвестфонда и как повысить отдачу от этих средств, "РГ" беседует с министром регионального развития РФ Виктором Басаргиным.

Виктор Федорович, какие общегосударственные инвестиционные проекты реализуются сегодня при поддержке Инвестиционного фонда РФ? Какие средства выделены на их реализацию? Как контролируется расходование этих средств?

Инвестиционный фонд сегодня - это 20 проектов общегосударственного значения (15 из которых уже реализуются) и 23 региональных инвестиционных проекта, получивших господдержку. На их реализацию уже выделено свыше 146 миллиардов рублей из федерального бюджета.

Стоимость 15 реализуемых проектов общегосударственного значения составляет 1 триллион рублей, из них свыше 290 миллиардов бюджетных инвестиций и более 709 миллиардов - средства частных инвесторов.

С сентября 2008 года успешно реализуется новая категория проектов - региональные инвестиционные проекты. Реализация 23 одобренных региональных проектов позволит привлечь в экономику регионов свыше 104 миллиардов рублей инвестиций, в том числе из средств федерального бюджета более 13,3 миллиардов, около 6,5 миллиардов из средств региональных и местных бюджетов и свыше 84 миллиардов рублей средств частных инвесторов.

Особенности региональных инвестиционных проектов заключаются в том, что они имеют относительно короткие сроки реализации и окупаемости, и рисками реализации таких проектов легче управлять. Региональные проекты уже показали себя эффективной антикризисной мерой, обеспечившей приток инвестиций в регионы в условиях кризиса. Сегодня этот инструмент крайне востребован регионами. В Минрегион России поступило более 110 заявок на сумму в 420 миллиардов рублей.

Насколько эффективно расходуются деньги Инвестфонда при реализации региональных инвестпроектов?

Сейчас уже есть опыт, подтверждающий высокую эффективность реализации инвестпроектов при поддержке Фонда. Например, комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. Он станет наиболее высокотехнологичным нефтеперерабатывающим производством в России и СНГ. Реализация проекта позволит за 2011 - 2017 годы обеспечить более 21 миллиард рублей налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан, создать 3150 новых рабочих места. В IV квартале 2010 года здесь будет пущена первая очередь.

Также в этом году будет завершено строительство объектов дорожной инфраструктуры проекта "Промышленный комплекс Новомосковск Тульской области". Участие в них Инвестфонда уже позволило резко повысить инвестиционную привлекательность области. В 2009 году темпы роста инвестиций в основной капитал по Тульской области составили 104,9 % (в среднем по России - 83,8%), а по итогам I квартала 2010 года - 132%.

Реализуется также целый ряд проектов создания современной транспортной инфраструктуры. Благодаря применению механизма Инвестфонда впервые в России стала возможной реализация концессионных проектов. А именно "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва-Минск" и "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км".

Какие региональные инвестиционные проекты, реализуемые при поддержке Инфестфонда, вы считаете наиболее успешными?

В Татарстане, например, это "Индустриальный парк "Камские Поляны". Это и проект модернизации и решение проблем моногорода. Здесь к 2015 году объем производства предприятий, размещенных на территории Индустриального парка, составит 7 миллиардов рублей, будет создано более двух тысяч новых рабочих мест.

Использование средств Инвестфонда позволяет инициировать создание крайне важных для экономики производств. Так, в Тамбовской области при поддержке Инвестфонда строится ряд свиноводческих комплексов производительностью более 250 тысяч голов свиней в год, комбикормовый и первый в стране с 1968 года новый сахарный завод. Это реальный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны.

В Ульяновске успешно реализуется проект "Создание первой очереди промышленной зоны "Заволжье", создание объектов пищевой промышленности. В перспективе - размещение здесь предприятий автомобильной и авиационной отраслей.

Особо хочется отметить проекты, связанные со снижением негативного воздействия на экологию. В Новокузнецке Кемеровской области реализуется региональный проект строительства полигона твердых бытовых отходов. Реализация этого проекта позволит закрыть старую свалку в центре города, введен в действие современный завод по переработке отходов. Создано более двухсот рабочих мест, что для региона особенно актуально.

Какие еще задачи, стоящие перед российской экономикой, можно решить за счет средств Инвестфонда?

Сегодня Инвестфонд стал универсальным инструментом и может быть использован для реализации сразу нескольких значимых задач. Во-первых, это поддержка реструктуризации экономики моногородов. На середину мая 2010 года в Минрегион России уже подано 9 заявок и в сейчас ведется работа по подготовке заявок из других монопрофильных населенных пунктов. На совещаниях с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ были предварительно рассмотрены проекты на общую сумму более 200 млрд. руб., в том числе из Инвестфонда запрашивается свыше 17 млрд. рублей.

Во-вторых, это развитие экономики регионов Северного Кавказа. Минрегионом России во исполнение поручения президента РФ был сформирован перечень перспективных инвестпроектов, реализация которых направлена на развитие этих регионов. Им может быть оказана адресная поддержка в случае выделения дополнительных объемов бюджетных ассигнований Инвестфонда. В перечень предварительно отобранных проектов вошел всего 21 проект из 7 субъектов СКФО общим объемом инвестиций 239,9 миллиардов рублей. Из средств Инвестфонда запрашивается 28,7 миллиардов.

В-третьих, это реформирование сферы ЖКХ, снятие инфраструктурных ограничений экономического роста, создание инфраструктуры для развития инновационных систем.

Более того, Инвестфонд стал полноправным инструментом региональной политики. Сейчас Минрегион России разрабатывает стратегии социально-экономического развития федеральных округов, в основу этих стратегий ложатся межрегиональные проекты, уже одобренные для реализации с использованием средств Инвестфонда.

При Минрегионе России создан Экспертный Совет по региональной инвестиционной политике. Какие задачи он решает?

Поскольку инвестиционная активность регионов довольно высока, а предоставить господдержку всем региональным проектам за счет средств Инвестфонда невозможно, назрела необходимость создания еще одного инструмента привлечения инвестиций в экономику регионов и трансферта бизнес-идей от субъектов Федерации в центр. Таким инструментом и стал Экспертный Совет по региональной инвестиционной политике. Он призван стимулировать инвестиционную активность в регионах страны и поддержать перспективные инвестиционные проекты.

Экспертный Совет является консультативно-экспертным органом, призванным формировать перечень приоритетных региональных инвестиционных проектов, отобранных на основании предложений регионов России, и в дальнейшем рекомендовать их финансирование с привлечением бюджетных и внебюджетных источников; обеспечивать их поддержку на федеральном и межрегиональном уровне; координировать деятельность региональных инвестиционных советов, центров ГЧП и рабочих групп по отбору и реализации проектов; разрабатывать рекомендации органам власти субъектов Федерации по снижению административных барьеров при реализации проектов.

Эти проекты должны соответствовать стратегиям и концепциям развития регионов, отвечать критериям финансовой, экономической, бюджетной и социальной эффективности.

Опыт работы показывает, что регионы располагают запасом идей и проектов, однако зачастую не имеют реальной информационной площадки, на которой можно предложить реализацию проекта широкому кругу потенциальных инвесторов. С другой стороны, активность потенциальных инвесторов, в том числе иностранных, сдерживает отсутствие понятных для них правил ведения бизнеса в России. Поэтому участие государства в проекте, не обязательно в качестве соинвестора, является для них определенной гарантией минимизации рисков. Деятельность Экспертного Совета позволяет решить все эти проблемы.

Кто входит в состав Экспертного Совета и как именно он работает?

Это представители крупнейших банков, объединений банков, инвестиционных компаний, экспертных сообществ, общественных организаций. В своей деятельности Совет основывается на принципах эффективного взаимодействия и конструктивного диалога с участниками инвестиционного процесса, открытости, инициативности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов, практической направленности проводимых разработок, учета общественно значимых интересов при решении проблем реализации региональной инвестиционной политики.

При этом одобрение Экспертного Совета не влечет за собой напрямую финансирования из бюджетных ассигнований Инвестфонда или других источников. Но, что особо важно и для регионов, и для инвесторов, мы планируем рассматривать вопросы по финансированию региональных инвестпроектов, одобренных Экспертным Советом, в приоритетном порядке.

2010 год станет определяющим для строительства Комплекса защитных сооружений в Санкт-Петербурге, где в эти дни проходит международный экономический форум. Как идет реализация этого проекта? Какие меры принимает минрегион для обеспечения выполнения графика работ?

Работа по возведению комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений близится к завершению. Ввод комплекса в эксплуатацию запланирован на следующий год. Строительство ведется в соответствии с программой, утвержденной распоряжением правительства РФ от 29 декабря 2006 г. Мероприятия, предусмотренные программой на 2009 год, выполнены в установленные сроки и в полном объеме.

На 2010 год программой предусмотрено завершение строительства участка кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга (по южным защитным дамбам), здания пожарного депо и ремонтно-эксплуатационной базы, а также обеспечение создания систем управления, связи и физической защиты комплекса. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 22,6 миллиардов рублей, которые до конца года будут профинансированы в полном объеме.

К концу года должна быть обеспечена готовность комплекса к защите города от наводнений.

Минрегион России принимает все меры для оперативного решения возникающих на стройке вопросов, "с выездом на место" проводятся еженедельные рабочие совещания с инженером и представителями подрядных организаций. Как заказчик - застройщик работает специально созданная распоряжением Правительства РФ дирекция. Так что все идет по плану.

Досье

Басаргин Виктор Федорович родился 3 августа 1957 г. в г. Асбесте Свердловской области. В 1976 г. окончил Асбестовский горный техникум, в 1984 г. - Свердловский горный институт им. В.В. Вахрушева, в 1991 г. - Уральский социально-политический институт.

Имеет квалификационный аттестат специалиста по работе с ценными бумагами (ФКЦБ России, 1998), сертификаты риелтора (Минимущества РФ, 1999), арбитражного управляющего (ФСФО России, 1999).

Кандидат экономических наук.

Трудовой путь начал в 1976 г. помощником машиниста экскаватора, затем взрывник, ст. инженер лаборатории, инженер-технолог комбината Ураласбест. В 1983-1985 гг. - секретарь комитета ВЛКСМ

Центрального рудоуправления комбината Ураласбест, с 1985-го - первый секретарь Асбестовского ГК ВЛКСМ, с 1987-го - секретарь Свердловского ОК ВЛКСМ.

В 1992-1994 гг. - нач. отдела, зам. председателя Фонда имущества Свердловской области. С 1994-го - первый зам. председателя Свердловского областного комитета по управлению госимуществом, с 1996-го - председатель ГУ Фонд имущества Свердловской области.

В 2000-2001 гг. - начальник управления аппарата полномочного представителя президента РФ в УФО. С 2001-2008 гг. - заместитель полномочного представителя президента РФ

в УФО. С октября 2008-го - министр регионального развития Российской Федерации.

ДОСЛОВНО

Владимир Путин, председатель правительства России

- У нас в 2009 году инвестиции сократились более чем на 16%. В текущем году мы намерены переломить эту тенденцию. Речь идет об улучшении инвестиционного климата, отмене избыточных бюрократических ограничений, включая пересмотр нормативной базы, регулирующей иностранные инвестиции в стратегические отрасли российской экономики. Мы продолжаем реализацию крупных государственных инвестиционных программ, активное жилищное и транспортное строительство.

факт

1 рубль бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации стимулирует приток частных инвестиций в среднем от 2 рублей по проектам общегосударственного значения

до 6 рублей - по региональным проектам В среднем за 10-летний прогнозный период 1 рубль бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда генерирует прирост налоговых поступлений

свыше 3 рублей в региональные и местные бюджеты (региональные проекты) и в федеральный бюджет (общегосударственные проекты)

кстати

В условиях мирового финансового кризиса инвестиционные проекты, поддерживаемые за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, стали важным инструментом повышения занятости - только в 2009 году создано более 61 тыс. рабочих мест в 32 субъектах РФ по уже одобренным проектам

Инвестиции