17.06.2010 00:42
Экономика

Екатеринбуржцы стали больше работать и меньше заниматься спортом

На рынке екатеринбургской фитнес-индустрии обостряется конкуренция
Текст:  Ульяна Вылегжанина (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №130 (5209)
Читать на сайте RG.RU

За последние полтора года в Екатеринбурге открылось 25 новых предприятий фитнес-индустрии. При этом число клиентов тренажерных залов и фитнес-центров практически не увеличилось.

По некоторым оценкам, к числу любителей фитнеса можно отнести только три-пять процентов жителей среднеуральской столицы. В последние годы эта цифра растет незначительными темпами - моду на здоровый образ жизни подкосил кризис. Поэтому на екатеринбургском рынке фитнес-индустрии идет активное перераспределение клиентского потока: новые предприятия всеми силами пытаются заполучить кусок пирога, старые - не потерять постоянных посетителей.

По подсчетам екатеринбургской администрации, сейчас в этом бизнесе в городе работает 115 предприятий. Из них 16 фитнес-центров с общей площадью более тысячи квадратных метров и максимальным спектром услуг (тренажерный зал, разнообразные групповые и персональные тренировки, сауна, солярий, услуги коррекции фигуры и косметологии). Еще 17 - это фитнес-клубы, которые отличаются меньшей площадью и чуть менее разнообразным набором услуг. Третья группа - тренажерные залы (от 250 до 500 квадратных метров) с развитой программой спортивных тренировок и небольшим спектром услуг салона красоты. Таких в Екатеринбурге около тридцати. Последняя категория предприятий фитнес-индустрии - залы групповых программ. Это небольшие студии, в которых обучают йоге, танцам, степ-аэробике и ведут другие оздоровительные программы.

Передел клиентской базы затронул все категории предприятий фитнес-индустрии. Особенно тяжело пришлось центрам средней ценовой категории (со стоимостью абонемента от 20 до 35 тысяч рублей в год) - по сравнению с 2009 годом доход этих предприятий снизился на 20-30 процентов. О серьезных трудностях заявляют и небольшие студии в "спальных" районах города.

- Количество посетителей уменьшилось почти в два раза, - рассказывает Анна Соколова, директор одной из фитнес-студий в Юго-Западном районе. - За последний год на нашей улице открылось пять залов, к тому же клиенты стали больше работать и меньше заниматься фитнесом. Восстановиться не удалось до сих пор, не помогли ни скидки, ни акции, ни дополнительная реклама. Поэтому выживаем за счет сокращения внутренних издержек.

О снижении расходов задумались и другие фитнес-операторы. Сэкономленные деньги пошли на рекламу и компенсацию общего падения доходов.

- Некоторые предприятия подошли к привлечению клиентов очень грамотно, - отмечает в разговоре с корреспондентом "РГ" главный специалист комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга Мария Свинтакова. - Они смогли занять дневное и утреннее время на 60-70 процентов за счет гибких цен и специальных программ для неработающих. На таких фитнес-операторах кризис практически не отразился.

Что интересно, ценовая политика многих предприятий фитнес-индустрии практически не изменилась. Самым консервативным оказался премиум-сегмент, в котором годовые клубные карты стоят от 50 до 100 тысяч рублей. Падение цены в сегменте люкс означает снижение общего статуса центра, что грозит потерей постоянных клиентов.

- Обычно клиенты статусных фитнес-залов выбирают заведение исходя из его клиентской базы, наличия в списке посетителей друзей, деловых партнеров, - говорит Мария Свинтакова. - Таким центрам невыгодно снижать цены, поэтому они делают акцент на работе с клиентами: предлагают отсрочки по платежам, бонусные тренировки, поддерживают клубную атмосферу. Ценовую планку снизили только некоторые клубы. Да и то незначительно - на 10-15 процентов. Для сравнения: в некоторых фитнес-залах среднего ценового сегмента стоимость абонемента упала на 20-30 процентов.

А вот на рынке недорогого фитнеса цены решительно поползли вниз. Сейчас годовой абонемент в зал эконом-класса можно купить за четыре-пять тысяч рублей. Правда, удовольствие от такого спорта, скорее всего, будет соответствовать его цене.

- Часто такие абонементы ограничены утренними и дневными часами, они не предусматривают посещение групповых программ, - продолжает Мария Свинтакова. - Возможно, будут проблемы со свободными тренажерами, шкафчиками и душевыми. В любом случае необходимо внимательно ознакомиться с условиями тренировок, чтобы не приобрести "сыр в мышеловке".

По подсчетам экспертов "РГ", год комплексного фитнеса в екатеринбургском клубе площадью около тысячи квадратных метров не может стоить дешевле 20 тысяч рублей.

- Цена может быть ниже этой планки в первый год работы, если предприятие заранее закладывает в смету доходов и расходов убытки с целью обзавестись клиентской базой, - рассказывает корреспонденту "РГ" директор известного фитнес-клуба Полина Лепинских. - Стоимость абонемента можно снизить в "мертвые" сезоны. Однако в остальных случаях рекордно низкие цены должны говорить либо о невысоком качестве, либо об ограниченном наборе услуг.

Впрочем, хороший фитнес не всегда дорог, утверждают владельцы предприятий эконом-сегмента. Для полноценной тренировки достаточно, чтобы в зале были тренажеры на все группы мышц, инструктор и кондиционер, а отсутствие дополнительных услуг ничуть не снижает оздоровительный эффект.

- В последнее время потребители подходят к выбору более избирательно, - рассказывает Максим Тонкушин, директор небольшого фитнес-клуба в Железнодорожном районе. - Они четко ограничивают спектр нужных услуг и пренебрегают более дорогим пакетом "все включено".

Пока же руководители екатеринбургских фитнес-залов решили расширять границы целевой аудитории. Вместе со специалистами мэрии они разработали листовки, пропагандирующие спорт и здоровый образ жизни. Такая социальная реклама будет распространяться в вузах, школах, больницах и профилакториях.

- Сейчас борьба идет за небольшую горстку постоянных посетителей, - рассуждает Полина Лепинских, - а необходимо привлекать новых клиентов. Только так можно остановить тенденцию к появлению серьезной конкуренции, которая происходит в силу насыщения рынка екатеринбургской фитнес-индустрии.

Экономика Екатеринбург Урал и Западная Сибирь