Председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин предложил изыскать средства на подготовку жилищно-коммунального комплекса к зиме за счет сокращения численности муниципальных чиновников.
По информации областного премьера, во многих органах местного самоуправления количество служащих значительно превышает норму: в Дегтярске - на 14 человек, в Ачите - на 47, в Березовском - на 96 и т. д. Перерасход средств на зарплату составляет по области 600 миллионов рублей в год. Конечно, этой суммы на ремонтную кампанию не хватит. Однако глава правительства поставил шансы муниципалитетов на получение финансовой помощи от области в зависимость от их кадровой политики. Тем более что эффективность работы муниципальных служащих в части управления коммунальным хозяйством вызывает даже не нарекания, а негодование у всех - от поставщиков ТЭР до населения.
К началу лета задолженность среднеуральских муниципалитетов перед энергетиками и газовиками достигла рекордной цифры - десяти миллиардов рублей. В этом году поставщики даже не упоминают о долгах промышленных предприятий и бюджетных организаций - в сравнении с коммунальными они мизерны.
- Центр неплатежей сместился в сторону ЖКХ, - констатирует председатель правления газовой компании Владимир Макеев. - До кризиса расчетность потребителей составляла 95 процентов, сейчас не превышает 70, а в отдельные периоды опускалась до 30.
Поставщики изобретают всевозможные виды поощрения своевременных расчетов: газовики заявляют о том, что готовы поставлять топливо добросовестным партнерам по минимальной цене, установленной Федеральной службой по тарифам, энергетические компании проводят конкурс среди потребителей, награждая лучших. Впрочем, наиболее эффективным стимулом остается пресловутая задвижка. А лето - единственный период, когда энерго- и газоснабжающие организации могут прибегнуть к такого рода "силовому давлению" на неплательщиков. Так, по словам Владимира Макеева, компания недавно уведомила более 300 потребителей о том, что не перезаключит с ними договоры до полного погашения задолженности.
К решению проблемы активно подключилось региональное правительство, однако ни "штурмовые" выезды в наиболее проблемные города областных чиновников, ни еженедельный "разбор полетов" в режиме видеоконференции с главами муниципалитетов пока не дали ощутимого эффекта. Предпосылки тотальных неплатежей не устранены. Да и сами причины этой проблемы бизнесу и власти видятся совершенно по-разному.
- Один из главных факторов - неплатежи населения, - считает министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Юрий Шевелев. - В некоторых городах уровень оплаты доходит до 70 процентов. Российское законодательство весьма лояльно к должникам. Например, в Нижней Туре было подано в суд исков на 14 миллионов рублей, выиграно дел на двенадцать миллионов, а взыскано всего три миллиона. Правительство области обратилось в службу судебных приставов с просьбой усилить работу по исполнению судебных решений.
Впрочем, в большинстве территорий области население рассчитывается с управляющими компаниями на уровне 90-98 процентов. А долги перед поставщиками все равно растут.
- Причины роста задолженности - паралич власти, анархия в муниципалитетах, криминализация сферы ЖКХ, - более категорично заявляет генеральный директор компании-поставщика газа Владимир Кузюшин. - Мы систематизировали информацию о том, как у нас эти деньги крадут. Это преднамеренные банкротства, частая смена арендаторов, не отвечающих за долги предшественников. Мы ждем, что правоохранительные органы всерьез займутся этим вопросом.
Разность подходов отражается и в цифрах: управляющие компании и поставщики нередко значительно расходятся в оценке объемов потребляемых ТЭР, например, по Первоуральску эта разница доходит до сотен миллионов рублей. Решение проблемы областные власти видят в повсеместной установке приборов учета. Впрочем, такой шаг может даже усугубить конфликт, поскольку оплачивать потери, связанные с износом коммунальной инфраструктуры, не хотят ни поставщики, ни потребители.
- В отдельных муниципалитетах потери тепла в сетях достигают 50 процентов. КПД самых старых котельных составляет 15-20 процентов. Устаревшее оборудование приводит к росту затрат и низкой эффективности использования топлива, - говорит Юрий Шевелев.
Выход министр видит в реализации программы комплексной модернизации всего жилищно-коммунального комплекса. Концепция уже утверждена правительством области, сейчас на очереди формирование программ 14 муниципалитетов.
В число таких пилотных площадок попал и Каменск-Уральский, который до недавнего времени был одной из наиболее проблемных территорий, обремененных значительными долгами перед энергетиками и полукриминальной историей банкротства управляющих компаний. Сейчас конфликт с поставщиками погашен - благодаря тому, что руководству муниципалитета удалось договориться с энергетическим холдингом и областными властями. Как сообщила пресс-секретарь главы города Елена Шеремет, в январе создана рабочая группа, подготовлена концепция модернизации, сейчас прорабатываются технические аспекты. В работе участвуют муниципалитет, специалисты энергокомпаний, эксплуатирующих организаций, московский институт "Гипрокоммунэнерго" и Институт энергосбережения Свердловской области.
Инициативу областных властей крупнейшие энергетические и газовые компании Среднего Урала встретили одобрительно:
- Мы надеемся, что реализация программы повысит эффективность использования топливно-энергетических ресурсов, что позволит снизить финансовую нагрузку на потребителей и, как следствие, улучшить платежную дисциплину среди компаний ЖКХ, - отмечает управляющий директор энергосбытовой компании Денис Паслер.