17.06.2010 07:10
Культура

Художник Леонид Щемелев: Люди все чаще играют в искусство, а не занимаются им

Лауреат премии Союзного государства художник Леонид Щемелев мечтает о новых творческих проектах
Текст:  Раиса Захарова
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №23 (459)
Читать на сайте RG.RU

Народный художник Беларуси Леонид Щемелев открыт к общению не только с журналистами или коллегами, но даже со случайными гостями и практически в любое время суток. Телефон мастерской Леонида Дмитриевича - самое, пожалуй, надежное средство для связи с ним. Кавалер ордена Отечественной войны I и II степени поблажек себе давать не привык. И ранним утром, и поздним вечером вернее всего его можно застать в мастерской. "С возрастом надо торопиться - хочется сделать все, что задумал, - признается художник. - К тому же теперь я, наконец, могу заняться большими творческими проектами, поскольку уже не обременен необходимостью спешить к холсту из студенческой аудитории или с заседаний Белорусского союза художников"...

Пост председателя правления Белорусского союза художников Леонид Щемелев оставил всего 5 лет назад, и преподавать перестал совсем недавно, но, предлагая его кандидатуру на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2009-2010 год, прежде всего его коллеги отмечали не общественные заслуги, а неподражаемую живопись Леонида Дмитриевича. Жизнелюбие Щемелева так и сквозит в каждой из его картин. В чем легко убедиться, побывав на выставке его работ, открывшуюся в минской галерее "Мастацтва".

- Война войной, а природа природой, - рассуждает Леонид Щемелев. - Ты видишь, чувствуешь беду, но мир вокруг тебя остается цветным... Во всяком случае, так было у меня.

- В ваших последних работах цвета ничуть не меньше.

- Потому что и в жизни его меньше не стало. Наоборот! Сравнить хотя бы современный Минск и тот, в который я приехал в 1947 году, поступив в художественное училище. После войны уцелел один лишь оперный театр. Ну и еще пара не таких заметных зданий. При мне восстанавливались дома, улицы, росли, взрослели люди этого города. И цвета становилось все больше...

- Учиться живописи вы начали довольно взрослым человеком, к тому же в звании сержанта. Неужели не видели для себя других занятий?

- В том-то и дело, что не видел! Я ведь рисовал еще до войны, и много рисовал. Но когда в мае 41-го пришел подавать документы в художественное училище, рисунки прихватить забыл. И документы у меня не взяли, сказали, если, мол, все будут рисовать, кто тогда работать будет? Я и ушел... А в июне война началась. И хотя иногда даже на фронте мне удавалось вспомнить о своей довоенной попытке стать художником, там уже было не до искусства...

- Вы ведь служили в кавалерийском полку?

- В 43-м я был ранен, и меня отвезли в город Семенов Горьковской области, в госпиталь. Познакомился там с кавалеристами. Общий язык нашли сразу, я же до войны занимался конным спортом. Ребята мне и говорят: что, дескать, тебе в пехоте делать? Я написал письмо в Москву - и после госпиталя меня перевели в кавалерийскую часть. К слову, затем я даже в казачий полк вступил. Тогда и лошадей научился понимать по-настоящему. До сих пор восхищаюсь благородством этих умнейших животных...

- Ваши работы можно обнаружить не только в Национальном художественном музее и других белорусских музеях, но и в Третьяковской галерее, во многих российских музейных собраниях. Как они туда попадали?

- Обычно после выставок - было время, когда я чуть ли не каждый год выставлялся в Москве. Причем случалось, что в Минске мои работы критиковали, а Москва покупала их для музеев. Но критика в искусстве - вещь нормальная, даже необходимая. Сейчас ведь никто не пытается определить, что здесь хорошо, а что плохо. Люди все чаще играют в искусство, а не занимаются им. А тут игры не должно быть, искусство требует максимально внимательного, искреннего к нему отношения.

- Несколько лет назад вы решили подарить Минску часть своей коллекции - щедрый поступок...

- В мою мастерскую постоянно приходили гости, часто из других стран, и то и дело звучал вопрос: есть ли у меня свой музей? Наконец, нашлось помещение для моей галереи, но там не так много места, чтобы одновременно выставлялись все 60 работ, которые я подарил. Однако не исключено, что в скором будущем для этой галереи найдется более просторное помещение, и я буду счастлив подарить городу свои новые работы.

- Уже решили, как распорядитесь своей премией?

- В первую очередь собираюсь купить хорошие холсты, краски. Причем не только себе - у меня ведь и дочери, и внуки художники... У меня даже два правнука есть! И, несмотря на то, что не все члены нашей большой семьи занимаются искусством, когда мы собираемся вместе, разговоры об искусстве ведутся у нас нередко. Конечно, я очень благодарен всем людям в России и Беларуси, которые так высоко оценили мое творчество. Но хотелось бы, чтобы внимание к изобразительному искусству наших стран не ограничивалось только премиями. Пусть будет больше выставок в Москве, Минске, больших, групповых, совместных, чтобы мы могли не только наблюдать, что происходит в нашем искусстве, но и по-хорошему спорить о нем. Ведь интересных художников у нас много...

Арт