В посткризисный период практически во всех странах СНГ наблюдается постепенное восстановление инвестиционной активности как государства, так и частных инвесторов. Такая тенденция обусловлена не только "ростками" оживления экономики и экспорта после 2009 года, но также тем, что в большинстве стран Содружества именно государству принадлежит решающая роль в стимулировании спроса и, соответственно, в поддержке отраслей, на которых в максимальной степени сказываются кризисы. Отсюда вытекает и решающая роль опять-таки государственных финансовых институтов в поддержке социальной сферы.
Эти и перспективные тенденции в финансово-экономической ситуации постсоветских стран обсуждались в ходе Четвертого экономического форума стран СНГ, который состоялся в Вене в конце апреля-начале мая. Главная тема конференции - "Инновации и инвестиции: роль финансовых институтов в развитии экономик стран Содружества".
Это мероприятие организовано Экономической комиссией ООН для Европы, Финансово-банковским Советом Содружества, Исполнительным комитетом СНГ, Минэкономразвития РФ, Внешэкономбанком России и Международным банком Азербайджана. В рамках упомянутой тематики обсуждались возможные финансово-экономические направления инновационного развития государств СНГ, варианты многосторонней интеграции в рамках Содружества и его долгосрочного сотрудничества с Евросоюзом, Всемирной торговой организацией (ВТО), другими международными экономическими структурами.
В своих выступлениях на форуме директор департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Министерства экономического развития России Сергей Чернышев и руководитель департамента транспорта, телекоммуникаций и корпоративного направления в России, Восточной Европе, на Южном Кавказе и в странах-партнерах Европейского Инвестиционного банка Филипп Шимчак отметили, в частности, что экономико-географическая взаимозависимость стран СНГ в послекризисный период усиливается, о чем свидетельствуют, например, соглашения 2009-2010 годов о межотраслевом сотрудничестве и торговле между постсоветскими республиками. В то же время эксперты отметили тенденцию к "интеграционному разрыву" между Таможенным союзом (ТС) России, Казахстана и Беларуси и СНГ в целом, нарастание которой целесообразно предотвратить.
Отмечено также, что есть тенденция форсировать таможенно-экономическую интеграцию в рамках ТС вопреки имеющимся спорным вопросам по таможенным пошлинам, квотам, по определению демпинга и т.п. Эта тенденция обусловлена тем, что Таможенный союз рассматривается и в качестве своего рода "ответа" на торговую политику ВТО, Евросоюза, США. Между тем преобладание факторов политической конъюнктуры над экономическими факторами в процессе таможенно-экономической интеграции, как показывает опыт организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), приводит к трансформации формируемых блоков сугубо в "декларативные", экономически малодееспособные объединения.
Сергей Чернышев и председатель Координационного совета Финансово-банковского совета СНГ Анатолий Казаков в своих выступлениях сделали акцент на том, что практика последних лет по решению проблем инновационного развития выявила системные проблемы в этой сфере, типичные, пожалуй, для всего СНГ. Прежде всего это отсутствие эффективной законодательной и нормативной базы, стимулирующей инновации и соответственно инновационные капиталовложения; низкий уровень государственного и коммерческого финансирования научных исследований и разработок. В то же время в ходе форума неоднократно упоминались данные о том, что активная разработка инновационных проектов и рост их финансирования, в основном государственного, в 2009-2010 годах наблюдаются в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане. Что связано с реализуемой в этих странах концепции индустриализации экономики и экспорта. Тем не менее целостной межгосударственной инновационной стратегии в СНГ пока нет.
В этой связи в итоговом коммюнике Венского форума обращено внимание на то, что инновационное развитие государств - участников СНГ сдерживают сложная ситуация в денежно-кредитной сфере, структурные диспропорции в экономике, недостаток собственного капитала как предприятий, так и банков, высокие ставки рефинансирования и кредита, дисбаланс между сроками привлечения кредитных ресурсов и их размещением. Кроме этого, пока не определены структурные приоритеты развития инновационной экономики.
Для решения задач межгосударственного инновационного развития СНГ в рамках программы "Партнерство для модернизации" необходимо комплексно использовать преимущества экономик государств - участников СНГ: богатые природные ресурсы, высококвалифицированные научные кадры, развитую систему высшего образования.
В числе рекомендаций форума - целесообразность формирования не "выборочной", а многосторонней - в рамках всего СНГ - зоны свободной торговли. Поэтому предложено, во-первых, доработать многосторонний договор о свободной торговле в Содружестве с учетом правил ВТО. А во-вторых - формировать общее научно-исследовательское и инновационное пространство, которое является, как показывает мировая экономическая практика, составной частью многосторонней зоны свободной торговли. Кстати, именно такие направления политики России в СНГ в качестве приоритетных подтвердил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на состоявшейся весной 2010 г. в Москве конференции "Техническое регулирование в рамках Таможенного союза".
Представители других стран Содружества на конференции предложили разработать долгосрочный баланс спроса-предложения на инновационные проекты, товары и услуги в рамках всего СНГ. Это позволит более четко сориентироваться государствам и бизнес-структурам в плане объемов финансирования инновационных направлений и по их очередности.
В канун Венского форума Европейский инвестиционный банк предоставил кредиты на льготных условиях некоторым компаниям России, Белоруссии, Украины и Молдавии на общую сумму почти в 1 млрд евро. Эти кредиты предназначены в основном на природо- и ресурсосберегающие проекты с использованием инновационных технологий