17.06.2010 07:10
Культура

Алексей Варламов: Неплохой ориентир выбора книги для чтения - списки основных литературных премий

На вопросы читателей сайта "РГ" отвечает популярный писатель
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №131 (5210)
Читать на сайте RG.RU

На сайте "Российской газеты" - www.rg.ru начали проводить онлайн- конференции для наших читателей.

Одна из первых - с писателем Алексеем Варламовым. Его ответы на присланные на сайт ваши вопросы мы частично публикуем сегодня. Полный текст вы сможете найти на сайте. А на очереди - новые встречи с интересными и полезными людьми.

Вадим Фаилович Султанов (Нефтекамск): Существует разрыв между региональными и столичными литературными процессами. Имеется ли, на ваш взгляд, возможность преодолеть его?

Алексей Варламов: Уважаемый Вадим Фаилович! Конечно, разрыв существует, и он касается не только литературного процесса, но и всей российской жизни. Что говорить, если те, кто живут в Калининграде, чаще бывают в Польше или Швеции, а жители Владивостока в Китае и Японии, нежели в Москве. Культура - одна из скреп нашей хронически подверженной разрывам страны, только, к сожалению, мы плохо этой скрепой пользуемся. В том числе это касается и литературы. Прежде всего в регионах трудно купить книги. Бывая в самых разных городах России и в странах СНГ, я везде слышу одно и то же: в магазинах нет хороших книг. До тех пор, пока у нас не будет налажена система книгораспространения, ситуация не переменится. А для того чтобы это произошло, нужна воля. Дальше, если говорить о собственно писательских делах, необходимо поддерживать региональные журналы и издательства. Стыдно, чтобы в регионе не было своего литературного журнала, чтобы на него не были подписаны местные библиотеки, школы, вузы. Еще одна проблема: писательские союзы и организации не везде, но во многих местах дышат на ладан. В этой ситуации необходимо объединение раздробленных союзов... Писатель сегодня крайне невостребованная фигура, особенно писатель провинциальный, а он должен быть уважаемым человеком в своем городе, частым гостем на местном телевидении и на местных радиостанциях, его книги должны обсуждаться, к его мнению стоит прислушиваться...

"451 по Фаренгейту" наяву

Лариса: Введение в школьный курс основ православия - как вы считаете - это добро или зло? И нужно ли в школе проходить Библию?..

Варламов: Да, конечно, Лариса, добро. Как это может быть злом? Это борьба со злом. С нашей школой, по-моему, вообще происходит беда, самая страшная беда, какая в России на сегодняшний день существует. При равнодушии и молчаливом согласии общества идет фактическое уничтожение образования, происходит дегуманизация, обесчеловечивание и обезличивание нашего народа, молодежи в первую очередь. Простите за грубое слово - дебилизация. "451 по Фаренгейту" наяву. И все, что этому противостоит, - есть благо. Другое дело, если преподавание религии в школе вдруг попытаются столкнуть с преподаванием литературы, перераспределив между ними часы и потеснив литературу за счет основ православия. Вот чего происходить ни в коем случае не должно. В нашей истории Библия и Достоевский, Библия и Пушкин, даже Библия и Толстой при всей драматургии этих сюжетов никогда не были врагами или конкурентами...

Саша: Что вы хотели сказать романом "11 сентября"? Он какой-то непонятный в отличие от прекрасной повести "Рождение"...

Варламов: Я хотел написать остросюжетную, гротескную вещь, попробовать себя в новом жанре. Получилось или нет - мнения экспертов на сей счет разделились. За оценку "Рождения", Саша, спасибо.

Писательские судьбы

Читатель: Вы стали лауреатом премии Александра Солженицына. А вы лично были с ним знакомы? Что вы думаете о той ненависти, которую он вызывает во многих людях, в том числе - и в писателях?

Варламов: Я был лично знаком с Александром Исаевичем очень немного: мы встречались несколько раз на церемонии присуждения учрежденной им премии в Доме русского зарубежья . Помню его звонок в марте 2006 года, когда он сообщил мне о присуждении премии. У меня сохранилось несколько его рукописных рецензий на мои произведения. Человека этого очень люблю и полагаю, что без него двадцатый век для России был бы еще страшнее. Он его высветлил. Ненависть к Солженицыну у многих, в том числе у писателей, идет от непонимания, от раздражения, от несвободы мышления, хотя сводить все к этому значило бы проблему искусственно упрощать. Солженицын - не просто писатель и не просто художник, он очень крупное явление в истории нашей страны, вообще в истории. Этот человек всегда обманывал ожидания и взламывал те сценарии, которые писали и предполагали для него люди, даже благожелательно к нему относившиеся и потому впоследствии считавшие себя обиженными. Он мог бы сделать карьеру советского и при этом максимально вольнолюбивого писателя в 60-е годы, если бы только чуть-чуть уступил. Но не сделал этого...

Борисоглебский Е. (Петербург): Чем вы объясняете интерес современных писателей к биографиям советских писателей: ваш "Алексей Толстой", " Пастернак" Дмитрия Быкова, "Леонов" Захара Прилепина и другие книги?

Варламов: Интерес современных писателей к советским я объясняю тем, что только теперь, уйдя от цензурных и идеологических ограничений советского времени и либеральной щелочи 90-х, мы получили возможность хоть сколько-то честно и беспристрастно оценить свой ХХ век и понять, что с нами как с народом произошло?

Писательские судьбы - благодатный для этого материал. Эти люди не просто прожили, но осмыслили и оставили свидетельства о своей жизни и эпохе. А какая может быть "ностальгия" у Быкова, у Прилепина, у Басинского, у меня по сталинским временам? Мы что - людоеды? Да, известны позитивные высказывания Захара Прилепина о позднем советском периоде, о Советском Союзе, у него свой взгляд на эти вещи, но одно дело - прямая речь писателя, другое - художественное слово. Биография Леонова так автором построена, что о второй половине жизни его героя написано мало - вряд ли это случайность: не о чем было писать и не о чем ностальгировать. Так что если и есть тоска, то не по советскому времени, а по тому "большому стилю", по крупным личностям, по явлениям, которые в литературе тогда были, а сейчас - либо вовсе нет, либо - "лицом к лицу лица не увидать".

Что читать?

Читатель: Читаю сейчас одну современную популярную писательницу, из серьезных. Все вроде ничего, но ощущение тоски и безнадеги не покидает. Похожие ощущения сопутствуют многим современным вещам. То есть две крайности - либо из области фантастики, либо текст хорош, но на душе тоска смертная. Что почитать не про бандитов, не про олигархов, но про наше время?

Варламов: Вы, к сожалению, и сами не представились, и имени писательницы не назвали. Но если она действительно из серьезных - чего уж жаловаться?.. Что читать не про бандитов-олигархов? Неплохой ориентир - списки основных литературных премий. Выбор лауреата - это часто лотерея, компромисс, а вот короткий список, как правило, отражает более или менее реальную картину. Если говорить о моих личных предпочтениях, то помимо уже упоминавшихся Прилепина, Иванова, Быкова назову Бориса Екимова, Леонида Бородина, Руслана Киреева, Владимира Маканина, Александра Кабакова, из более молодых - Олесю Николаеву, Майю Кучерскую, Романа Сенчина, Александра Кузнецова-Тулянина, Олега Павлова, Юрия Петкевича, Павла Басинского, Антона Уткина, Елену Тахо-Годи, Владислава Отрошенко, Михаила Попова, Бориса Евсеева, Андрея Волоса, Михаила Тарковского, Андрея Дмитриева. Очень рекомендую документальную литературу. Из недавно вышедшего: дневники Берггольц, Твардовского, епископа Варнавы (Беляева) "Дядя Коля против".

Мироныч: Алексей! Вопрос о летнем чтении. Что посоветуете почитать подростку 11 (скоро 12) лет. С удовольствием читает западную литературу XX века "про жизнь". А вот со старыми отечественными книгами у него полное несовпадение ...

Варламов: Литература для подростков - это всегда проблема, вот уж где действительно можно начать испытывать "ностальгию по советскому"... Какое тогда было детское чтение! Что читать сегодня? Попробуйте дать Лукьяненко, Юлию Вознесенскую, "Степных богов" Андрея Геласимова, на худой конец - "Метро-2033" Глуховского. Моему сыну в 13-14 лет все это более или менее нравилось.

Иван (Москва): Кто, по вашему мнению, в этом году достоин премии Большая книга?

Варламов: Иван! Достойны все из попавших в короткий список, а из, к сожалению, не попавших - "Леонов" Прилепина, "Крепость сомнения" Уткина. И еще. Как человек, сам посидевший на сцене в доме Пашкова в ожидании решения большого жюри, пожелаю всем претендентам мужества и спасительного фатализма.

Досье "РГ"

Алексей Николаевич Варламов - писатель, филолог, исследователь истории русской литературы XX века. Известность Алексею Варламову принесли роман "Лох" и повесть "Рождение", которая победила в конкурсе "Антибукер". Роман "11сентября" вызвал неоднозначные оценки критики. Алексей Варламов - постоянный автор серии "Жизнь замечательных людей". В ней он выпустил книги о М.М. Пришвине, Александре Грине, А. Н. Толстом, Григории Распутине, М. А. Булгакове.

Литература