О состоянии и перспективах франко-российского сотрудничества в торгово-экономической сфере "Российской газете" рассказывает торгпред РФ в Париже Иван Простаков.
Международный экономический форум в Санкт-Петербурге, в котором Франция участвует в качестве почетного гостя, является знаковым пунктом экономической составляющей программы Года "Франция - Россия-2010". В этой связи хотелось бы узнать, каковы особенности торгово-экономического сотрудничества наших стран?
Если говорить о французской стороне, то для нее это самое крупное экономическое событие "перекрестного" года. Французскую делегацию возглавляет президент Николя Саркози. Не могу не напомнить, что накануне Петербургского форума в Париже в Гран-Пале прошла Российская национальная выставка - наше крупнейшее мероприятие программы "перекрестного" года. Она стала своего рода витриной российских достижений в самых различных областях. Это уникальное событие, ибо ничего похожего в истории наших отношений еще не было, наверное, со времен 1937 года, когда в Париже в рамках Всемирной выставки был организован павильон СССР. Помимо обширной культурной программы главный акцент на ней был сделан на тех отраслях нашей экономики, которые преуспели в двустороннем сотрудничестве с Францией. Там были представлены наши наиболее яркие разработки в авиации, космонавтике, энергетике и других областях.
Надо сказать, что Россия остается в числе наиболее динамичных мировых рынков, а это значит, что сотрудничество с российскими предприятиями рассматриваются французами в качестве важного фактора развития самой Франции.
Есть традиционные отрасли, где нам есть чем гордиться. Среди них - проекты в автомобильной промышленности (завод "Пежо-Ситроен", запущенный в конце апреля в Калужской области, и участие концерна "Рено" в модернизации производственных мощностей "Автоваза" в Тольятти), планы по производству подвижного железнодорожного состава совместными усилиями французского концерна "Альстом транспорт" и российского "Трансмашхолдинга". Кроме того, проекты в энергетике, в которых с французской стороны участвуют компании "ГДФ СЮЭЗ" "Тоталь", "Арева", а с нашей - "Газпром", "Роснефть", "Интер РАО ЕЭС", "Росатом".
Если к нему добавить еще авиационную и космическую промышленность - это составит "костяк" нашего торгово-экономического сотрудничества, как в настоящее время, так и в будущем.
В целом же по итогам 2009 года по известным причинам наши торгово-экономические связи несколько замедлились. Уточню: в статистическом отношении, не в качественном. Товарооборот между Россией и Францией в прошлом году сократился на 23% и составил 17,1 миллиарда долларов. Такое падение имеет вполне понятное объяснение, тем не менее надо отметить, что несмотря на кризис Франция смогла удержать прежние позиции, даже переместилась с прежнего 12-го места на девятое в списке торгово-экономических партнеров России.
Таким образом, наши связи продемонстрировали свою кризисоустойчивость. Начало 2010 года показало, что спад был временным, конъюнктурным: за первые два месяца этого года товарооборот уже вырос на 33%.
Какие иные виды энергетического партнерства, на ваш взгляд, будут развиваться в ближайшие годы?
Энергетика была и остается одной из основных областей сотрудничества. От простых поставок газа и нефти мы переходим к иным формам, в том числе и к совместной работе на рынках третьих стран. В первую очередь речь идет о трансевропейских газопроводах "Северный поток" и "Южный поток", участие в которых примут соответственно компании "ГДФ СЮЭЗ" и "Электрисите де Франс". Помимо этого есть проект совместной работы в области электроэнергетики между "Электрисите де Франс" и "Интер РАО ЕЭС" в Средней Азии, Болгарии, что открывает хорошие перспективы для взаимодействия на самых различных рынках с использованием возможностей как французских концернов, у которых сильные позиции в странах ЕС, в Северной Африке, так и российских - в масштабах СНГ. Я думаю, что здесь мы взаимно дополняем друг друга.
Другое важное направление, а ему сейчас уделяется самое пристальное внимание, - это энергоэффективность и энергосбережение. Причем в первую очередь речь идет о сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности, теплоснабжения. Это обширный и интересный рынок, который требует коренной перестройки у нас в стране. По некоторым оценкам его доля в общем мировом балансе превышает 50%.
Инновационное направление, на котором делается акцент в плане Дмитрия Медведева "Партнерство для модернизации России", надо полагать, также представляют немалые возможности для активизации связей с Францией. Что делается?
Магистральные направления франко-российского сотрудничества, особенно в авиастроении и космической области, уже связаны с высокими технологиями. Тем не менее Россия, к и Франция, заинтересованы в расширении границ совместного сотрудничества. Кроме упомянутых выше, хотел бы привлечь внимание к сфере здравоохранения. Еще одно перспективное направление - это изучение французского опыта в области создания инновационной инфраструктуры. Это и коммерциализация инноваций, и строительство специальных технопарков, кластеров. Как раз в этом ключе совсем недавно прошло заседание российско-французской группы по инновациям в технопарке "София - Антиполис", своего рода аналоге американской "силиконовой долины", созданном здесь еще в конце 60-х годов прошлого века.
При создании современной инфраструктуры не обойтись без системы современных рыночных институтов. А это предполагает введение концессионного управления, принципиально новой тарифной политики на транспортные услуги, специфической маркетинговой стратегии по привлечению потребителей как на железных дорогах, так и на платных автомобильных дорогах. У нас, к сожалению, подобного опыта нет, а у французов он накапливался десятилетиями. Без него модернизировать транспортную инфраструктуру достаточно сложно.
Учитывая большой научно-технический потенциал России и Франции, каковы, на ваш взгляд, перспективы совместной работы по созданию высокотехнологичных продуктов, которые были бы востребованы не мировом рынке?
Такие продукты уже существуют. В первую очередь назову региональный самолет "Сухой Суперджет 100". Это образцовый пример такого франко-российского партнерства в авиастроении. Или ракетоноситель "Союз", который практические готов к запуску с космодрома во Французской Гвиане.
Как обстоят дела в области инвестиций французских предприятий в России и наших во Франции?
По итогам первого квартала 2010 года объем накопленных французских прямых инвестиций составил 2,2 миллиарда долларов. В целом же капиталовложения, включая портфельные и прочие инвестиции, превысили восемь миллиардов. Французские компании продолжают динамично осваивать российский рынок. Так, в апреле была закрыта сделка по приобретению группой "Санофи-Авентис" завода "Биатон" по производству антидиабетических препаратов.
Что касается российских инвестиций во Франции, то они, к сожалению, остаются незначительными, хотя периодически возникают новые проекты в этой сфере. Например, проект компании "Уралхим", включающий в себя транспортный терминал и производство химических удобрений во французском порту Дьепп.
Есть идея, по которой обмен активами между промышленниками двух стран мог бы, в частности, принять форму кросс-секториального сотрудничества, когда, допустим, российские компании получили бы доступ к реализации проектов в области энергораспределения во Франции, а французские в России - в иных отраслях. Что вы думаете по этому поводу?
Идея перекрестных инвестиций изначально зародилась в энергетической сфере. Предложение по обмену активами сводилось главным образом к допуску иностранных инвесторов к запасам российских углеводородов в обмен на "зеленый свет", который наши компании получили бы при выходе на энергетические инфраструктуры Запада. Так, французская группа "Тоталь" подписала соглашение с российской компанией "Новатек" о создании СП для разработки газово-конденсатного месторождения на Ямале. С другой стороны "Тоталь" уступила "Лукойлу" 45% своих акций в голландском нефтеперерабатывающем заводе "ТРН". Достигнуты первые договоренности об обмене активами между компаниями "Электрисите де Франс" и "Интер РАО ЕЭС". Французская компания "Альстом транспорт" имеет сейчас 25-процентную долю в российской группе "Трансмашхолдинг" и ее представители уже участвуют в работе совета директоров. При этом не надо забывать, что такие сделки сложны и их заключение требует немалого времени. Тем не менее они являются реальностью двустороннихдвусторонних отношений, и что самое интересное, уже выходят за рамки энергетического сектора.
Для бизнеса инвестиции - необходимое условие эффективной работы. Существуют ли механизмы, которые призваны им помогать?
Наверное, главным из них сегодня является совет по экономическому, финансовому, промышленному и торговому сотрудничеству (СЕФИК), который с российской стороны возглавляет вице-премьер Александр Жуков, а с французской - министр экономики, финансов и занятости Кристин Лагард. Эта как раз та инстанция, которая рассматривает в первую очередь вопросы, связанные с инвестиционными проектами, анализирует возникающие трудности, способствует их преодолению.
Должен заметить, что французы существенно опережают нас в степени развития национальных инструментов в этой области. У них давно уже функционирует государственное агентство "Юбифранс", которое призвано поддерживать внешне - экономическую деятельность предприятий. Оно всячески помогает их продвижению за рубежом, особенно в плане развития их экспортных возможностей. Также существует агентство по иностранным инвестициям "Invest in France".
В самое ближайшее время в Москве откроется представительство агентства, что подтверждает заинтересованность Парижа в привлечении наших капиталов в свою экономику и в развитии российских инвестиционных проектов на территории Франции.
Условия работы бизнесменов - российских во Франции и французских в России то и дело вызывают нарекания со стороны тех и других. Что делается, чтобы исправить положение?
В рамках действующих договоренностей между Россией и Евросоюзом бизнесмены уже пользуются достаточно облегченным визовым режимом при краткосрочных командировках. Следуя установленным процедурам и имея приглашение от российских партнеров, европейским предпринимателям, включая, естественно, французов, сейчас нетрудно получить российскую визу, в том числе многократную для деловых поездок. До сих пор гораздо сложнее обстояли дела из-за более громоздких иммиграционных правил, регламентирующих продолжительную работу российских бизнесменов, в том числе и топ-менеджеров, во Франции, а французских - в России. Это и получение долговременных виз, и приглашения для членов семей. Тем не менее вскоре ситуация должна измениться, когда будет ратифицировано соглашение об облегчении трудовой миграции. Тогда масса проблем будет снята.