18.06.2010 07:10
Спорт

"Ролан Гаррос" приносит Франции и деньги, и удовольствие

"Ролан Гаррос" приносит и деньги, и удовольствие
Текст:  Николай Долгополов
Российская газета - Спецвыпуск: Франция. Высокий уровень №132 (5211)
Читать на сайте RG.RU

Что значит "Ролан Гаррос" для мира? Это событие мирового масштаба, которое охватывает отнюдь не только поединок тенниситов.

Открытый чемпионат Франции на грунтовых кортах явление, приносящее всяк входящему на огромный теннисный стадион "Ролан Гаррос" ощущение счастья. Ну что за красотища! Здесь все блестит и переливается невиданным теннисным великолепием.

Наипоследнейшие теннисные фасоны "от кутюр" заставляют без жалости раскошеливаться даже не склонных к легкомысленным тратам французов. Открыть на здешней заповедной территории модный бутик на эти 15-16 дней стоит колоссальных денег. Однако именно тут, на "Ролан Гарросе", проходят решающие тесты теннисные одежды, спортивное снаряжение, теннисное оборудование. И если шортики, ти-шертс и прочие кепочки с логотипами модных фирм и домов раскупаются хорошо, значит, им предстоит долгое и выгодное (для производителей и продавцов) путешествие по прилавкам мира. Покупатели, приходящие на Открытый чемпионат Франциинастолько квалифицированы и хорошо одеты, что по их вкусам можно смело судить о том, пойдет или не пойдет та или иная новинка.

А еще модные штучки запускают и сами теннисисты. Платьице а-ля Маша Шарапова пошло по бешеным ценам, как в свое время шорты а-ля Андре Агасси, именно после демонстрации на Центральном корте главными действующими лицами праздника. Не случайно в эти дни на стадионе, и не только на трибунах, а главным образом рядом, можно повстречать знаменитых французских кутюрье, приехавших сюда нахвататься последних идей, подсмотреть намечающиеся тенденции.

У "Ролан Гарроса", то бишь у Французской федерации тенниса есть и своя собственная зарегистрированная марка. Она ежегодно приносит ФФТ около 10 миллионов евро в виде продажи различного мерчендайзинга - тех же теннисок, головных уборов, магнитиков и прочего, расхватываемого с энтузиазмом заведенной теннисом и всеобщей атмосферой праздника публикой. Примерно половина продается в ходе чемпионата, остальное через магазины не только во Франции, но и за ее пределами в течение года.

На две эти недавно закончившиеся недели стадион превратился в самое чистое место во Франции. Старательные темнокожие подметальщики выметают из длиннющих проходов-переходов тонны всяческих остатков, заставляя забыть о том, что в месте огромного людского скопления могут оставаться какие-то соринки.

Кстати, о людских толпах. Во Франции этот турнир превратили в предприятие прибыльное. В прошлом году "Ролан Гаррос" почтили личным присутствием 460 тысяч зрителей. В этом году все билеты были раскуплены уже 28 февраля. Большая часть симпатичных билетов - с именем покупателя, что сильно бьет по перекупщикам. Впрочем, тех не слишком смущают препятствия подобного рода. И в последние дни, когда полиция устает от борьбы с ними, "сниматели скальпов", как их называют почти в открытую, выстраиваются со своими зазывными плакатиками около выхода из метро и дерут втридорога с теннисных фанатов.

А ведь средняя стоимость билета на один полный день даже при официальной покупке тоже не мала. Она составляет 50-60 евро, подпрыгнув за последнее время на солидные 15 процентов. На ВИП-места цена доходит до 300 и более евро. Но неужели мы станем жалеть богатеньких, среди которых так много наших соотечественников, парашютирующих на Париж в случае выхода россиян в финал в самый последний момент? Для многих крупных предприятий и компаний со звонкими именами иметь свою ложу, куда можно пригласить партнеров, - удачный и ценный пиаровский ход. Аренда гостевой ложи на 40 человек на две недели турнира стоила 350 000 евро.

В прошлом году продажа обычных билетов принесла около 27 миллионов евро, то есть свыше 20 процентов всего бюджета "Ролан Гарроса". Здесь нам надо еще учиться и учиться у французов: несколько не столь удачных для тенниса России сезонов публики на московских стадионах поубавилось. Баланса между серьезным бюджетом того же "Кубка Кремля" и стоимостью билетов пока не найдено. Конечно, мы еще отстаем по самым разным экономическим показателям от французов, но все же обидно, что основная тяжесть бюджета наших теннисных праздников ложится на терпеливых и безропотных московских спонсоров.

Рестораны "Ролана Гарроса" - это отдельная тема. Здесь царит настоящая вкуснотища. Игроки питаются в роскошных закрытых для всех остальных заведениях. И хотя тут правит бал французская кухня с ее морепродуктами и фуа-гра, теннисисты проявляют (пожалуй, только в еде) тенденцию к демократичности. Игроки заглатывают за турнир две тонны довольно простых спагетти и тонну бананов. Народ с толстыми кошельками ходит в рестораны, а люди попроще обходятся по-иному: атакуют киоски, съедая за пару неделек 100 тысяч бутербродов и запивая их 30 тысячами литрами минералки.

И, чтобы продолжить тему прибыльности и окупаемости, приведем такие цифры. Федерация тенниса Франции получает только за продажу прав на телевизионные трансляцию "Ролан Гарроса" порядка 38-40 миллионов евро. И телекомпании раскошеливаются, ибо потенциальная телеаудитория составляет порядка 2,5 миллиарда зрителей! Справедливости ради отметим, что без спонсоров и французам никуда: от них поступают 26 миллионов евро. Предположительно, пока окончательного итога не выведено, бюджет этого года не меньше, чем в 2009-м, то есть порядка 120 миллионов евро.

Заслуживает внимания одна "персональная" находка турнира. Едва ли не "на ура" идет во все времена продажа теннисных мячиков, которыми отыграли участники турнира. Их выносят на продажу относительно регулярно. И толпы людей расхватывают их мгновенно. Не только на сувениры, но и чтобы поиграть. У меня дома после отъезда из Франции хранился целый запас мячей с выведенной на них фирмой "Ролан Гарроса". Для Марата Сафина или сестер Уильямс они, конечно, потеряли упругость, а для меня, неприхотливого и неизбалованного, да и моих партнеров служили еще долго и честно, заставляя даже завидовать соперников по любительскому корту. Вот бы устраивать такие необременительные распродажи и после матчей "Кубка Кремля" или других наших российских состязаний.

Понятно, что при грандиозном размахе турнира и призовой фонд его огромен. В этом году он составил 16 807 400 евро, что на 4,07 процента больше, чем в прошлом году. С интересом порывшись в чужих карманах, заметим, что победитель турнира получил 1 120 000 евро. Не в накладе и финалист - 560 000 евро. Выход в полуфинал оценен в 280 000 евро.

Вопрос, который сейчас, да и десятилетия подряд, активно дискутируется: каково будущее у комплекса "Ролан Гаррос" около Порт д Отей? С каждым наступающим сезоном тут становится все более тесно. На столе у вершителей теннисных, и не только, судеб два проекта. Один радикальный, против которого выступают многие. Есть идея вообще вынести к 2015 году комплекса за пределы Парижа. Называются такие районы его возможного нового обитания, как Версаль, Марн-ла-Валле (поближе к Диснейленду, куда так любят ездить со всего света родители с детишками разного возраста), Эври или Гонесс - это рядом с аэропортом Руасси.

Другой проект, который предлагает мэр Парижа, - добавить к нынешним 8,5 гектара спорткомплекса еще 5 га как за счет Ботанического сада, что рядом с "Ролан Гарросом", так и прирезав теннису ближайшие районы Булонского леса. Как здесь было заявлено, это вопрос будет стоять на повестке дня генассамблеи ФФТ в феврале будущего года.

Но пока это громадье планов. Это в будущем. Хочется надеяться, что "Ролан Гаррос" так и останется старым, добрым "Ролан Гарросом". Значит, еще лет пять можно наслаждаться турниром-красавцем, до которого от самого центра Парижа подать рукой и на который съезжаются игроки со всего света.

Турниры "Большого шлема"