Знаменитый молодежный оркестр Симона Боливара впервые выступает в России. В Петербурге на фестивале "Звезды белых ночей", он произвел фурор в Концертном зале Мариинского театра.
В продолжении дискуссии, которая ведется на страницах "РГ" о состоянии дел в российских оркестрах, лауреат премии Polar Music Prize 71-летний Хосе Антонио Абреу - легендарный основатель "Национальной системы юношеских и детских оркестров Венесуэлы", именуемой "Системой", встретился специально с обозревателем "РГ".
Российская газета: Как вообще возник замысел "Системы"?
Хосе Антонио Абреу: Эта история уходит в мое детство и юность. Я пел в церковном хоре, играл на органе, фортепиано, скрипке. В то время стоимость музыкальных инструментов исключала для миллионов детей возможность обучения музыке. Я мечтал о том, чтобы у детей из бедных семей появилась возможность учиться музыке бесплатно. Но мысль о создании "Системы" начала воплощаться в жизнь в 1970-е.
РГ: Что происходило в эти годы?
Абреу: В 1975 году я оставил госслужбу и преподавание в университете, посвятив себя "Системе". А кроме музыкального образования (дипломы композитора и музыканта-исполнителя) я получил еще и диплом экономиста. До 1975 года я работал в системе планирования на государственном уровне, был заведующим кафедры экономики. Постепенно я начал объединять друзей, сформировав для начала камерный ансамбль. 12 февраля 1975 года, когда в Венесуэле празднуется День молодежи в память о битве 1814 года, где погибло много детей, появился Национальный молодежный оркестр Венесуэлы. Спустя три месяца мы дали первый большой концерт, объединив в оркестре музыкантов из Каракаса и других городов.
РГ: Как формулировались тогда цели "Системы"?
Абреу: Основной мыслью было дать возможность детям из низов не только включиться в общество, но и участвовать в самых высших сферах музыкальной культуры. В те годы музыкальное образование было доступно лишь для элиты. А я всегда считал Венесуэлу музыкальной страной, где многие могли бы заниматься музыкой. Нашу идею тут же подхватили в провинциях, где один за другим появились небольшие оркестры - это стало национальным движением.
РГ: В чем заключалась заразительность "Системы"?
Абреу: У провинций появилось желание иметь подобное - свои оркестры. Для этого нужны были профессора и инструменты. Первыми педагогами были те музыканты, кого я знал по учебе, и педагоги музыкальных училищ, которые сегодня считаются национальными лидерами. Наша "Система" охватывает все 24 провинции Венесуэлы, представляя национальную сеть детских и молодежных оркестров. Существует также сеть детских и юношеских хоров, вместе с которыми они объединяют более 300 тысяч детей и молодежи. Провинции для нас чрезвычайно важны, мы хотим показать, что поддерживаем не только столицу.
РГ: Среди детей происходил отбор самых талантливых или брали всех подряд?
Абреу: Мы отбирали детей по их желанию учиться и, конечно, искали талантливых. Ребенок из бедной семьи мог только мечтать о получении музыкального инструмента и педагога. И когда такой ребенок попадал в оркестр, в своей семье он превращался в главный объект надежд. А когда в бедных кварталах формировался целый оркестр, то уже оркестр становился гордостью этого квартала. Мать Тереза из Калькутты говорила, что самая печальная сторона бедности - мысль о том, что ты никто. Оркестровое братство дает ребенку чувство собственного достоинства - он перестает казаться бедным, видит уже профессиональные горизонты.
РГ: Дети в оркестрах получают гонорары?
Абреу: Государство выплачивает стипендию, обеспечивает инструментами, оплачивает работу профессоров и создает инфраструктуру. Сегодня венесуэльское государство гарантирует бесплатное музыкальное образование детям из неимущих семей или семей с небольшим достатком. "Система" дает возможность заниматься частным образом и детям с серьезными проблемами со здоровьем, даже с симптомами Дауна и с замедленным развитием. Многим из них удается в той или иной степени реабилитироваться. Также "Система" направлена и на колонии для подростков, женские колонии, где создаются тюремные оркестры. Небольшие оркестры есть и в деревнях, где занимаются сельским хозяйством. На американском континенте это единственная страна, где осуществлен такой грандиозный проект.
РГ: Кто так надежно инвестирует "Систему"?
Абреу: Государство, которое восприняло ее как часть своей политики и с самого начала одобрило проект как социальную программу в поддержку изгоев общества. Нам помогают и европейское сообщество, и США, культурные фонды Латинской Америки. Но ничто не сравнится с помощью государства. К примеру, наше российское турне поддержал президент республики и правительства, а также посольство. Оркестр Симона Боливара находится в ведении вице-президента.
РГ: В России сегодня возникла кризисная ситуация в системе музыкального образования, в состоянии оркестров и музыкальной культуры общества в целом. И корень этой проблемы - в неудовлетворительном государственном финансировании этой сферы.
Абреу: Я не могу советовать. У вас есть огромная фигура Валерия Гергиева, которого можно назвать Амфитрионом и у которого масса прекрасных идей, чтобы продвигать музыку в России.
Во время визита в Петербург мы много общались с ним, я рассказал о своей мечте создать молодежный оркестр двух наций, говорили об обмене педагогами и дирижерами, поскольку у вас есть прекрасные консерватории.
Справка "РГ"
Хосе Антонио Абреу (г. рожд. - 1939) - музыкант, доктор экономических наук, политический деятель. В 1975 г. основал "Систему" (El Sistema) - национальную сеть детских и молодежных симфонических оркестров. В 1983 г. был министром культуры Венесуэлы. Среди многочисленных наград - Испанская премия принца Астурийского (2008), которую называют "Нобелевской премией испаноязычного мира", Хрустальная награда (Crystal Award) и приз TED Мирового Экономического форума (2009), Polar Music Prize Королевской шведской академии музыки (2009).