Необходимо восстановить целостность системы управления внутренними водными путями России - таков главный вывод, к которому пришли участники совета Федерального агентства морского и речного транспорта. Вчера он собрался в Красноярске.
"На речном транспорте из системы выпали порты, - сообщил "РГ" руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. - Портовое хозяйство осталось в казне, Росимущество сдает его в аренду".
Сегодня на реках насчитывается около 240 портов и около полутора тысяч отдельно стоящих причалов. Не все они в ужасном состоянии, но отсутствие собственника все равно сказывается. "Как известно, казенное - значит ничье, - пояснил Александр Давыденко. - Поэтому наша задача - вовлечь портовое имущество в систему управления внутренними водными путями". По словам руководителя агентства, прежде всего необходимо провести ревизию, чтобы определить судьбу каждого конкретного объекта. Одни, имеющие стратегическое значение, отойдут в ведение Федерации, другие перейдут регионам. Возможно, некоторые "безнадежные" объекты придется законсервировать. Для принятия четкого решения необходим полный реестр портового имущества.
Кроме того, в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы РФ" предусмотрено открытие внутренних водных путей для иностранных судов. Сегодня судно под чужим флагом может попасть на российские реки только по специальному постановлению правительства. Конкретный срок открытия не назван, предполагается, что это произойдет в 2015 году.
По сути, за оставшийся срок речникам предстоит поднять все речное судоходство до уровня мировых стандартов. Прежде всего это вопрос безопасности, в решении которого главная роль принадлежит модернизации средств связи и навигации. В нынешнем году планируется довести число электронных карт до 11 тысяч, а в будущем - до 40 тысяч. Подобный скачок вполне реален, поскольку капитальные затраты - порядка двух миллиардов рублей - уже сделаны. Приобретены промерные комплексы и картографическая аппаратура. Далее потребуется несколько сотен миллионов, чтобы для всех российских речников бумажные карты остались в прошлом.
Парадокс, но серьезным "тормозом" модернизации часто становятся сами судовладельцы, мотивируя это тем, что не готовы закупать дорогостоящее оборудование. Но причина в другом: бизнесмены не хотят, чтобы их контролировали - а ведь именно это подразумевает судоходство по мировым стандартам.