Поездка Владимира Путина в Ярославль и Рыбинск оказалась рабочей во всех смыслах - премьер посетил сразу несколько заводов, пообщался с мастеровыми и даже зашел в кузницу, изменив свой маршрут.
Сперва Путин побывал на японском предприятии "Комацу". Завод выпускает экскаваторы, в кабину одного из которых и поднялся премьер-министр. Правда, управлять машиной не стал - доверил механизатору. Экскаватор помахал ковшом, слегка напугав журналистов, но у педантичных японцев все было под контролем.
Глава кабмина отметил, что завод был построен "в рекордно короткие сроки", причем в условиях кризиса. По его словам, правительство все время думает над снижением ввозных таможенных пошлин на комплектующие и повышением ставок на готовую продукцию. Благодарные японцы подарили премьеру мини-модель горного экскаватора и серебряные рамки для фотографий.
Вторым заводом, который в тот день посетил Владимир Путин, стал ярославский "Автодизель". Там производится новое поколение двигателей ЯМЗ-530, да и вообще львиная доля российских дизелей. Президент "Группы ГАЗ", в которую входит предприятие, Бо Андерссон, в разговоре с премьером пожаловался на высокие ставки ввозных пошлин на оборудование. То есть таможня волновала не только японцев.
|
Видео: Константин Завражин |
Выгоднее получается не производить, а импортировать готовое, говорил Андерссон. А Путин ответил, что вопрос изменения ставок зависит от макроэкономических показателей. По части пошлин на импортное оборудование у правительства есть свой план действий, которого оно и будет придерживаться, твердо сказал премьер.
Он добавил, что ставка рефинансирования ЦБ сейчас на историческом минимуме. "Мы будем подталкивать коммерческие банки к тому, чтобы они также снижали свои ставки", - продолжил премьер. Утром перед поездкой Путин выступил на конференции "Центральные банки и развитие мировой экономики" в Москве, где эту тему, собственно, и начал. По его словам, важно повысить доступность кредитов для реального сектора экономики. Для этого будут снижены ставки по субординированным кредитам до 6,5-7,5 процентов.
Владимир Путин уже собирался покинуть гостеприимный цех, когда у выхода заметил молодого рабочего. Это был Николай Шутров, ярославский кузнец, который, как выяснилось, прислал Путину письмо через интернет-сайт. Шутров написал, что руководство завода продемонстрирует гостям образцово-показательные площадки, в то время как другие цеха выглядят во много раз хуже.
Хотя кузнец был в замызганной робе, Путин сразу же пригласил его к себе в машину. "Давай, показывай свое хозяйство", - сказал он. Цеху, которым был так недоволен Шутров, оказалось, уже полвека. С тех пор он мало изменился. Да, конечно, там было грязно, масляно и очень шумно. С другой стороны, кузнечное производство не стерильно и вряд ли может быть похоже на лабораторию.
- Так в чем проблема? - поднял брови премьер.
- Грязь, Владимир Владимирович. Видите, сколько мусора кругом, - описал очевидное Шутров.
- Взяли бы метлу да вымели, - буркнул кто-то из заводского начальства.
- Так за это должны платить! - не остался в долгу кузнец.
Из-за шума слышимость была никакая, поэтому премьер сперва предложил выключить станок, а затем и вовсе позвал Шутрова с коллегами на улицу - поговорить.
- Я бывал на разных производствах и такие видел, и похуже видел. Конечно, это далеко не самые лучшие, - признал Путин. Он вспомнил "Комацу": "Совсем другие условия, там чисто, красиво, не шумно". Рабочие насторожились.
- А нас возьмут на этот завод? - первым нашелся кузнец.
- Вполне возможно, - ответил Путин.
- Квалификацию надо иметь, - вмешался тот же заводской начальник.
- Подтянем, - гнул свою линию Шутров.
- На том заводе работают люди с высшим образованием. Но одного такого предприятия, согласен, мало. Должны быть нормальные условия труда и в других местах, - заметил премьер.
- Когда я первый раз пришел на завод, где у меня отец работал, - вспомнил Путин, - мне в голову не приходило, что люди могут в таких условиях работать. Там шум, гам, грязь. Я, честно говоря, совсем другими глазами посмотрел и на родителей своих, и на то, чего им стоило дать мне образование.
Глава правительства пояснил, что "Автодизель" был в крайне сложном положении. И хотя правительство помогло, но и акционеры не сплоховали: "У них есть план модернизации на 15 млрд рублей, 8 уже вложили".
На "Автодизеле" премьер также посидел в кабине броневика "Волк", который там создали совместно с минобороны. А завершил заводскую программу в Рыбинске. Осмотрел цеха НПО "Сатурн", увидел процесс сборки двигателей для "Сухой Суперджет-100", Су-35 и крылатых ракет, а затем провел совещание.
В декабре 2008 года Путин уже был на "Сатурне". Шел разгар кризиса, пришлось принимать срочные меры по спасению завода. Его уставный капитал вырос более чем на 5 млрд рублей, госгарантии составили еще 10 млрд руб. Это помогло погасить долги. В этом году под проект выпуска двигателей SaM-146 будет перераспределена часть средств на программу развития авиастроения. Путин также поддержал предложение губернатора области установить в регионах энергостанции "Сатурн".
Сейчас на предприятии идет программа по оптимизации издержек. "Главное - удалось не допустить банкротства и остановки стратегического производства", - подытожил премьер. И не забывать о людях - все социальные обязательства должны выполняться.
Между тем
Центры по трудоустройству инвалидов должны быть в каждом регионе России, считает премьер-министр Владимир Путин. Об этом он заявил на совещании в Общественно-деловом центре инвалидов в субботу в Москве. Что же касается недалекого будущего, то люди с ограниченными возможностями будут принимать и обрабатывать звонки на "прямой линии" общения Владимира Путина с гражданами в этом году. "У нас, к сожалению, в стране только складывается традиция нормального взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями", - сказал глава правительства.