21.06.2010 07:40
Власть

Лидеры России и Франции сверили свои позиции накануне встреч G8 и G20

Текст:  Олег Прасолов Владимир Кузьмин
Российская газета - Федеральный выпуск: №133 (5212)
Читать на сайте RG.RU

Президенты России и Франции решили, что если уж мир взялся за построение новой финансовой архитектуры, то успокаиваться нельзя. Это было одним из многих совпадений мнений накануне встречи G20 в Канаде.

"Мировая экономика. Переосмысление глобального развития" - так называлась последняя сессия ПМЭФ, в которой принял участие не только президент Дмитрий Медведев, но и прилетевший в Петербург его французский коллега Николя Саркози. Для обоих лидеров тема мировых финансов не первый месяц занимает одно из главных мест, с тех пор как кризис стал обсуждаться на площадке "большой двадцатки".

- Почему мир пережил самый глубокий кризис этого века? Потому что у нас нет системы управления, адаптированной к XXI веку, которая была бы адаптирована к глобальной экономике, - уверен французский лидер.

Идеал будущего Николя Саркози видит в трех постулатах. Во-первых, всемирный рынок должен соответствовать всемирной гармонизации правил, которые обеспечивали бы всемирную регламентацию. Во-вторых, миру необходима новая международная валютная система. И в-третьих, миром надо управлять всем миром.

Накануне очередной встречи G20 президенты России и Франции во многом совпали и по ощущениям и по позициям. "Я, наверное, тоже нахожусь в состоянии разумного оптимизма", - согласился Дмитрий Медведев с коллегой. Но объяснить в полной мере, на чем этот оптимизм живет, не смог. Как и не смог однозначно ответить на стоящие перед миром вопросы. "Думаю, что на вопрос о том, что важнее, стабильность или солидарность, тратить или не тратить, нет окончательного ответа", - считает российский лидер.

Для лидеров России и Франции встреча в Петербурге была хорошей возможностью сверить позиции накануне встреч G8 и G20, которые пройдут в конце этой недели в Канаде.

Президент Саркози уже предвкушает, что и в Канаде "двадцатка" разделится на два лагеря. В один вступят те, кто ратует за изменение системы. В другом компанию составят страны, которые не хотели бы ничего кардинально менять, учитывая, что мир вроде бы пошел на поправку.

Россия и Франция останутся по одну сторону баррикад. "По всем практически вопросам Россия и Франция принадлежат тем, кто хотел бы новый миропорядок, - заявил президент Саркози после переговоров с Дмитрием Медведевым. - Наша стратегия одинакова: необходимо извлечь уроки из кризиса".

"Мы уверены, что и Россия, и Франция будут занимать активную позицию на "двадцатке", - подтвердил слова коллеги российский лидер. - Мы будем продолжать отстаивать реформу международных финансовых институтов". Кое-что здесь уже сделано, но далеко не все. В частности, еще предстоит добиться реального исполнения договоренностей о перераспределении квот в этих институтах.

По-прежнему открытым является вопрос создания современной финансово-валютной системы. К бреттон-вудским принципам прошлого века доверия осталось у немногих. Позиция России на эту тему известна - резервных валют должно быть больше, финансовая система должна быть более живой. "Насколько я понимаю, каких-либо существенных возражений эта идея ни у кого не вызывает, потому что на самом деле она может быть живой только в том случае, когда и рубль, и юань или какая-либо другая валюта будут столь же привлекательны, как, допустим, доллар или евро", - заявил Дмитрий Медведев.

- Россия должна сыграть важную роль в разработке будущего мирового валютного порядка, - не сомневается Николя Саркози.

Встреча в Санкт-Петербурге стала еще одни шагом на развитие стратегического партнерства двух стран. В рамках переговоров президентов Медведева и Саркози, прошедших в президентской библиотеке имени Б.Ельцина, был подписан целый ряд соглашений, среди которых выделяются газовые. "Газпром" и GdF Suez оформили вхождение французской компании в "Северный поток". По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, доля нового партнера составит не менее 10 процентов, которые, скорее всего, будут выделены из доли еще двух участников проекта - BASF/Wintershall и E.ON Ruhrgas.

На юге Европы Франция также станет полноправным участником обеспечения мировой энергетической безопасности. Все тот же "Газпром", итальянская Eni и французская компания Electricite de France в присутствии президентов подписали меморандум о взаимопонимании, позволяющий последней войти в проект газопровода "Южный поток".

Внешняя политика Макроэкономика