22.06.2010 07:10
Культура

В "РГ" прошла премьера фильма о музе Анри Матисса

В "РГ" прошла премьера фильма о музе Анри Матисса
Текст:  Оксана Нараленкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №134 (5213)
Читать на сайте RG.RU

В кинозале "Российской газеты" состоялся премьерный показ документального фильма режиссера Олеси Фокиной "Лидия Д.", посвященного судьбе возлюбленной художника Анри Матисса - Лидии Делекторской.

- Наш фильм о ней - о любви, музе, о добром ангеле великого французского художника Анри Матисса, замечательной Лидии Николаевне Делекторской, - говорит режиссер картины Олеся Фокина. - Ей было 22. Ему - 63. Это история любви? Безусловно. История страсти старого художника к молодой женщине? Нет. Сама Делекторская всю жизнь обходила этот вопрос стороной. В одном из посланий к родственникам она писала: "Вас интересует, была ли я "женой" Матисса? И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова - нет, но в душевном отношении - даже больше, чем да". До встречи с Матиссом Делекторская не знала искусства, не знала, кто такой Анри Матисс, и не претендовала на это знание. Встреча стала катализатором, который проявил в ней огромные духовные силы. Лидия рано решилась родителей, приехала во Францию с семьей своей тети и всю жизнь считала себя золушкой, человеком на вторых ролях. И только рядом с Матиссом Делекторская расцвела и стала для него незаменимым человеком. Мне хочется, чтобы этот фильм был достойным ее личности.

Делекторская сопровождала Матисса на протяжении 13 сложнейших лет его жизни. Сам художник признавался: "Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву". Когда Матисс отказался покинуть оккупированную немецкими войсками Францию и в январе 1941 года перенес тяжелую операцию, Лидия помогала ему вырезать фигурки из крашеной бумаги - декупажи - для композиций.

Да и в 1947-1948-м годах, когда Матисс был болен и три недели вообще не спал, Лидия проводила все ночи рядом с ним, держа его за руку. Делекторскую официальная семья и наследники художника не любили. Ее не пригласили даже на похороны, однако собирать рисунки, гравюры и книги Матисса Лидия начала еще при его жизни.

Свою коллекцию, а это более 400 работ, Делекторская поделила поровну между московским Музеем изобразительных искусств им. Пушкина и Эрмитажем. Лидия Николаевна привозила вещи сама, передавала с музейными сотрудниками, сопровождая каждую работу максимально полным описанием подробностей ее создания.

Вместе с близкими друзьями Лидии Делекторской зрители побывают в тех местах, где прожили свою долгую и наполненную жизнь Анри Матисс и Лидия Делекторская - в Ницце, Вансе, Париже... Проникнут в залы и запасники Музея им. Пушкина в Москве и Эрмитажа в Санкт-Петербурге, в московские дома, хранящие память, письма и документы Лидии Николаевны.

Телеканал "Россия 1" покажет кино Олеси Фокиной про Делекторскую под названием "Натурщица для гения" 23 июня в 09.05.

Кино и ТВ