22.06.2010 07:40
Экономика

В Новосибирской области ничейные дороги создают головную боль и жителям, и властям

Ничейные дороги создают головную боль и жителям, и властям
Текст:  Нина Рузанова
Российская газета - Федеральный выпуск: №134 (5213)
Читать на сайте RG.RU

"Тупик" - предупреждает корявая надпись на фанерном щите, когда въезжаешь в населенный пункт "Станция Сельская". Это значит, что проехать через небольшой поселочек по автомобильной дороге нельзя. На выезде из Сельской дорога перекопана и перегорожена огромным столбом - так распорядились жители.

Оборону эта маленькая, но гордая деревня держит второй год. До этого через станцию десятилетиями ездили автомобилисты - прямо за Сельской расположено большое дачное общество, за ним - еще один коттеджный кооператив. До дачных домиков, если напрямик через выкопанные рвы, - метров десять-пятнадцать. Но, как говорится, близок отдых, а не доедешь. С мая 2009-го дачники и прочие, кому пришло в голову воспользоваться дорогой через Сельскую (в том числе и пожарные, и "скорые", если будет в них нужда), должны сделать внушительный крюк, порядка 20 километров в одну сторону, и проехать через другое село, где коммуникации пока не перекрывают.

Сказать, что такое путешествие доставляет им удовольствие, - значит сильно покривить душой. Да и не в этом суть. Председателя дачного общества "Железнодорожник" Анатолия Макаревича возмущает сам факт: "Захотели жители - и перекрыли дорогу! Это что, нормально?! Нарушены наши права! Дорога-то общая! Мы налоги платим, как все, - и, стало быть, можем ею пользоваться!" Эти убеждения разделяют и государственные органы - в прошлом году, после жалобы дачников, прокуратура Искитимского района провела проверку и направила представление в cовхозный сельсовет - восстановить проезд. "По закону, перекрыть дорогу на время могут только дорожные службы, если ведутся работы, или ГИБДД, если произошло дорожно-транспортное происшествие, - считает и. о. прокурора района Сергей Сикорский. - И при этом должен быть организован объезд. В данном случае нарушается конституционное право граждан на свободу передвижения в Российской Федерации". Узнав, что рвы, спустя год после прокурорского представления, не исчезали ни на день, Сергей Сикорский пообещал провести новую проверку и разобраться.

Однако жители Сельской считают, что они уже сами прекрасно во всем разобрались. "Мы хоЧЕм нормально жить!" - вот что сказал мне автор пограничной идеи Дмитрий Новиков, которого оппоненты за глаза называют то "атаманом", то "главарем" деревенских "сепаратистов". И с ним было трудно не согласиться. Какая же это жизнь, когда под окнами пылит так, что нечем дышать, а автомобилисты, среди которых полно пьяных, летают на сумасшедшей скорости и грозят вот-вот сбить детей, которым играть больше негде. "Раз ребенка чуть не сшибли, два чуть не сшибли" - вот и пришлось окапываться. "Мы не можем держать детей на цепи, как нам однажды посоветовали чиновники, - говорит и местный депутат Наталья Захарова. - Подписи за то, чтобы перекрыть дорогу, поставила вся деревня. Мы в одном кулаке!"

Деревенский "кулак" оказался вполне боеспособным - кстати, военная терминология в разговорах с жителями всплывает сама собой в каждой сказанной фразе. "Вы на чем сюда приехали? - спрашивает сосед Дмитрия Владимир Романовский. - На машине? Вот! А раньше здесь проехать можно было только на танке". Это - еще один аргумент сельских аборигенов. Ведь они сами отремонтировали эту дорогу год назад. И ни власть, ни дачники им не помогали. А теперь спокойно смотреть, как "чужие" ее разбивают? Да ни за что!.. "Они здесь ездить не будут". Вот и весь сказ. Хорошо, если опыту Сельской не последуют другие деревни - избавиться от чужих бензиновых выхлопов явно хотели бы многие.

Но самое удивительное вовсе не в том, что деревня сжалась в кулак и готова отстаивать собственные интересы, ограничивая при этом интересы других. И даже не в том, что жители, несмотря на решимость, не совсем уверены, что поступают по закону: "Да, не имеем права перекрывать, - признает Наталья Захарова. - Но - вынуждены!" На самом деле этот конфликт - старый как мир. Подобные ему научились регулировать еще до нашей эры - право прохода через чужой участок к своему было узаконено в Древнем Риме. И больше всего поражает, что почти первобытный конфликт не только возник в современном обществе, но и имел, и имеет под собой почву! "Дорога не общая, а ни-чей-на-я!" - говорят в Сельской. И, как подтвердил глава cовхозного сельсовета Андрей Никулин, это так и есть.

По словам Никулина, за много месяцев собственников перекрытой дороги, которая раньше была государственной, так и не удалось отыскать. Она не стоит на балансе ни у одной организации. Не принадлежит ни области, ни району, ни сельсовету - никому. На картах она есть, и перекрыть ее по собственному желанию нельзя - коммуникация, как ни крутись вокруг, бывшая федеральная трасса. Но юридически она не существует. Два километра "ничего". Говорят, это обычная для постсоветской России ситуация. Нет желающих брать ответственность за дороги, от которых одни убытки. Вот это - действительно тупик. Наверное, это о нем написано на фанерном щите. Выезжать из него долго и хлопотно - дорогу придется признавать бесхозной через суд. А потом кому-то пристраивать. Не исключено, что новыми собственниками (теперь уже на законных основаниях) в конце концов и станут жители Сельской, организовав ТСЖ - если все-таки соберут деньги и выкупят эти два километра. Для Новосибирской области это будет прецедент. И дачникам в этом случае не позавидуешь - им уже давно настойчиво предлагают, в том числе и глава сельсовета, самостоятельно, за свой счет, восстановить дорогу, идущую почти рядом (тогда не придется делать большой крюк), но все-таки мимо решительной деревни. "Хочешь ездить - построй себе дорогу!" - может быть, в этом лозунге спасение для всей разрушенной сети российских "направлений"?..

Комментарий

Наталья Авакова, начальник отдела строительства, архитектуры и дорожного строительства администрации Искитимского района:

- Это давняя история. Я знаю, что было собрание жильцов, шло разбирательство, кто является собственником дороги - чем оно закончилось, сказать не могу, так как надо поднимать документы. Но в любом случае, сейчас этот вопрос не в компетенции районной администрации. Согласно Федеральному закону N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ", внутрипоселенческие дороги находятся в ведении сельсоветов. Мы же отвечаем за дороги между населенными пунктами.

Транспорт Новосибирская область Сибирь