Некогда Московский фестиваль был для советских зрителей редчайшим случаем увидеть мировое кино. Теперь он стал еще более редким случаем увидеть кино российское.
Как ни странно это звучит для международного фестиваля, российская часть его программы стала самой привлекательной - в силу раритетности фильмов, которые она показывает. Большинство названий большинству зрителей не говорит ничего: картины у нас снимаются и независимо от качества уходят в небытие.
Из обширной программы российского кино на ММКФ-2010 лишь лауреат Берлина триллер Алексея Попогребского "Как я провел этим летом" прошел по отечественным экранам, засветился также "Поп" Владимира Хотиненко. Но фестиваль показывает "Бабушку Аду" Олега Фесенко и "Китайскую бабушку" Владимира Тумаева, "Следы на песке" Сергея Степанченко, "Видримасгор, или История моего космоса" - интересный дебют Яны Поляруш, новые ленты Андрея Прошкина "Апельсиновый сок" и Дмитрия Месхиева "Человек у окна"... Идет большая программа документальных и анимационных фильмов, которые по нынешним временам можно считать фильмами-невидимками.
Некоторые формально были на экранах, но прошли по окраинным кинотеатрам на самых неудобных сеансах - как, к примеру, "Фонограмма страсти" Николая Лебедева. Лебедев уже имеет репутацию одного из самых ярких современных режиссеров, его фильмография включает самые разные по жанру работы - от хоррора "Змеиный источник" до новой экранизации военно-патриотической "Звезды" Эм. Казакевича. Когда я посмотрел "Фонограмму страсти", мне показалось, что такая картина обречена на успех и будет собирать у касс кинотеатров тысячные толпы. Я ошибся: она вышла на экран почти без рекламы, прокатчики явно не разглядели ее коммерческий потенциал, серьезные критики прошли мимо фильма, а "несерьезные" с самым серьезным видом предъявили ей самые нелепые претензии.
Между тем это блестяще выполненный образец жанрового кино, которое у нас почти разучились делать, напряженный триллер. Действие формально происходит в Москве, подозрительно стерильной и гламурной, а на самом деле - в некоем царстве тотальной слежки, которая с наступлением прогресса грозит человечеству. Здесь микрофоны в каждой складке одежды, и неглупые проницательные люди за компьютерами частного, но явно нехилого агентства отслеживают каждый вздох заказанного им клиента.
Драматургия выстроена таким образом, что зритель до последнего момента не знает, как обернутся события и как развяжется очень тугой узел, запутанный авторами до предела. Слежка идет за неким иностранцем, который ввязался в российский нечистый бизнес, поверив тем, кому верить нельзя. Типичность коллизии уже вызывает к фильму и доверие, и жгучий интерес. Параллельно развивается история хорошенькой сотрудницы сыскного агентства, с которой случилась любовная история, похожая на красивую сказку. Параллели сойдутся в самой неожиданной точке, и гонка пойдет не на жизнь, а на смерть.
Лебедев строит картину с утонченной элегантностью и снайперски точным расчетом. Приглашены отличные актеры, за каждым следишь с волнением и удовольствием: люди в фильме беззастенчиво красивы. Фильм по-своему эстетский, но без сахарина: в нем условно все, что должно быть условным, и несомненно все, чему нужно верить. Необыкновенна Нина Усатова в аккомпанирующей роли сотрудницы агентства - опытной, пожившей, циничной и по-бабьи отзывчивой. Замечательна центральная пара героев: Елена Николаева не только неотразима собой, но и хороша как актриса, на главную мужскую роль приглашен один из секс-символов итальянского кино Фабио Фулко. Обе роли сыграны без самолюбования, эротично, но, как ни странно это звучит в таком контексте, целомудренно. Вообще, по жанру это, пожалуй, эротический триллер - редкий гость в отечественном кино, и еще более редкий - потому что качественный, со вкусом сделанный.
Мы редко видим у нас фильмы, снятые на таком уровне профессионализма. Когда режиссер великолепно чувствует грань, переходить которую не стоит. Когда он точно знает меру ритма, необходимую для того, чтобы держать зрителя в напряжении. Великолепен звукорежиссер Владимир Горлов, получивший за этот фильм национальную кинопремию "Ника" - это вообще один из лучших примеров осмысленной и виртуозной работы со звуком, который в фильме "о прослушке" играет особую роль - практически равную с изображением.
Московский фестиваль становится для таких потерянных шедевров новым рождением - хотелось бы надеяться, что более успешным и долговечным.
"Дорогая Элис". Реж. - Отман Карим, Швеция (конкурс). Судьбы пяти персонажей, незнакомых друг с другом людей, неожиданно пересекаются. Фильм проследит один день их жизни, на протяжении которого им предстоит принять решения опрометчивые, возможно, трагические. "Октябрь", 19.00.
"Похороненная страна". Реж. - Джеффри Алан Роулс, Стивен Иствуд, США, Босния и Герцеговина ("Перспективы"). В боснийском городке найдены пирамиды древнее египетских. Открытие взбудоражило страну: теперь в нее хлынут туристы! В события вмешивается американская съемочная группа, которая решила сенсацию увековечить. Но местные жители боятся, что на свет появится новый скандальный "Борат". "Октябрь", 16.00.
"Женщина с пятью слонами". Реж. - Вадим Ендрейко, Германия ("Свободная мысль"). Документальный фильм об известной переводчице Светлане Гайер, которая перевела на немецкий пять романов Достоевского. В 85 лет она впервые за полвека решается навестить город своего детства - Киев. "Октябрь", 21.00.
"Брестская крепость". Реж. - Александр Котт, Россия (Гала-премьеры). Ветеран Великой Отечественной войны не может забыть дни, когда пятнадцатилетним подростком он оказался в самом пекле первых дней атаки гитлеровцев на Брестскую крепость. "Октябрь", 22.00.