Молодежному оркестру Венесуэлы 35 лет, но у него давно репутация легендарного. Об этом оркестре знает весь мир: к нему апеллируют не только как к симфоническому чуду из Латинской Америки, но и как к социокультурному феномену, доказавшему, что музыка может стать целью государства и решать самые сложные социальные проблемы.
Первый приезд в Москву знаменитых венесуэльцев под руководством харизматичного маэстро Густаво Дудамеля, успевшего взорвать своей экспрессией и бодрящими интерпретациями самые известные в мире залы, организовала Московская филармония. Два концерта Молодежного оркестра имени Симона Боливара прошли в Концертном зале Чайковского и вызвали такой аншлаг и энтузиазм у публики, будто темпераментных латиноамериканских музыкантов воспитали здесь, в России. Но их воспитала El Sistema - знаменитая государственная музыкальная программа Венесуэлы, через которую в стране прошли сотни тысяч детей, и многие из них - из неблагополучных семей, из трущоб. И только благодаря Системе они "выиграли" свое будущее - без наркотиков и криминала. Это не утопия, это правда.
Когда российская публика, заполнившая под завязку зал Чайковского, устроила овацию Хосе Антонио Абреу - творцу этой Системы, это была овация-сублимация. Абреу привлек беспризорников к музыке, государство обеспечило им системное образование, и сегодня 300 000 детей в Венесуэле с 4 (!) лет играют в оркестрах, получают от государства в подарок инструменты, 5000 молодых людей мечтают стать дирижерами. А в России тем временем осталось 15 симфонических оркестров, развалилось самое уникальное в мире музыкальное образование, влачат нищенское существование оставшиеся в стране педагоги, уничтожено производство музыкальных инструментов, а главное - престиж музыканта в социуме. Теперь российская публика искреннее радуется за Венесуэлу. Радуются и другие страны, посылающие гонцов в Латинскую Америку, чтобы перенять этот феноменальный опыт.
Музыканты же Молодежного оркестра Венесуэлы производят фурор везде, где они выступают - от Мехико и Лос-Анджелеса до Зальцбурга и Токио. В Москве они исполнили две симфонии - Четвертую Чайковского и Пятую Бетховена, "Весну священную" Стравинского и сочинения латиноамериканских композиторов - симфонические вариации Карреньо Margaritena и танцы из музыки балета Хинастеры "Эстансия". И с первого же фанфарного звука и стремительного коллективного врезания в партитуру открылся их победительный оркестровый стиль - смерчи темпов и точная ритмическая координация, невообразимая энергетика, сплошная, жестко организованная звуковая масса (190 человек в оркестре), беспредельное форте и темперамент, взрывающий партитуру изнутри. Для европейского слуха, приученного к более детальным и рафинированным трактовкам, такое звучание знакомых партитур оказывается живительным и бодрящим, оглушающим, с тем чтобы с новой силой ощутить все переливы их смыслов. Венесуэльцы были убедительны и, как положено в триумфальных ситуациях, исполнили в Москве свой коронный бис, любимый публикой всех залов - Мамбо из "Вест сайдской истории" Бернстайна, где в сумасшедшем темпе они не только играли, но и вскакивали со стульев, азартно вскрикивали и подбрасывали инструменты. В общем, веселились. Им и правда есть от чего.