В регионе молоко будут продавать автоматы.
В летний период значительно увеличиваются надои молока, и для многих крестьян избыток его становится головной болью. Предложение значительно превышает спрос, и закупочные цены идут вниз. Как известно, на формирование цены на молоко влияют объем продукции, ее качество и сезонность. Если в январе-марте липецкие производители за литр напитка получают по 13 рублей, то в летние месяцы - около девяти. Причем, пока продукт доходит до потребителей, его стоимость увеличивается в два с лишним раза.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в областном управлении сельского хозяйства, цены на пастеризованное молоко в торговле складываются исходя из ряда факторов. На долю производителей приходится от 42 до 45 процентов стоимости, переработчиков - 38-40, "накрутка" торговых организаций дает 15-20 процентов. По словам замначальника областного управления сельского хозяйства Сергея Малинина, в прошлом чиновники выявляли случаи, когда магазинная наценка доходила до 30 процентов. Помогло то обстоятельство, что в 2009 году в Липецкой области был подписан трехсторонний меморандум между торговыми организациями, товаропроизводителями и областной администрацией о сдерживании роста цен на социально значимые товары, в том числе молоко.
Чтобы не допустить значительного увеличения цен, управление потребительского рынка проводит еженедельный мониторинг. По сведениям специалистов, в настоящее время цены стабилизировались. Литр цельного пастеризованного молока жирностью 2,5-3,2 процента в среднем можно купить за 26 рублей.
В сезон массовых надоев некоторые предприятия снижают цены на молочную продукцию. Но эти скидки едва ощутимы и длятся весьма короткий срок. А затем все возвращается на круги своя.
По сведениям сельхозпроизводителей, молочная отрасль в регионе опирается на использование местных сырьевых ресурсов. Производство молока в прошлом году составило 286 тысяч тонн, цельномолочной продукции - 191,4 тысячи. Население области с лихвой обеспечено молочными продуктами, предложение в торговых сетях опережает покупательский спрос. Помимо этого, в регион ввозят 25 процентов молока и молокопродуктов, в том числе импортных. Столько же Липецкая область поставляет в соседние регионы.
На сегодняшний день в области функционирует 19 молокоперерабатывающих предприятий, которые производят более 60 наименований продукции. При этом львиная доля выпускаемых продуктов - 84 процента от общего объема производства - приходится на доминирующее в этой отрасли предприятие. Понятно, что малым формам хозяйствования приходится бороться за выживание.
- С введением техрегламента на молоко и молочную продукцию подсобные хозяйства оказались в затруднительном положении. Теперь заводы принимают молоко, охлажденное до определенной температуры. И поэтому наши усилия направлены на создание закупочных заготовительных кооперативов, - рассказал Сергей Малинин.
В регионе уже работают два сельскохозяйственных потребкооператива по закупке молока в личных подворьях - в Хлевенском и Усманском районах. Власти финансово стимулируют создание еще четырех таких структур и четырех мини-цехов по переработке.
В текущем году из областной казны на различные виды господдержки сельхозкооперативов выделено 44 миллиона рублей. С 20 до 80 процентов решено увеличить финансирование затрат селян на приобретение оборудования для переработки и хранения молока и молочной продукции. На эти цели пойдет около 30 миллионов рублей. В таком же процентном соотношении будут субсидировать покупку спецтранспорта и молоковозов. Кроме того, в рамках принятой осенью прошлого года целевой программы "Развитие сельскохозяйственных кооперативов Липецкой области на 2010-2012 годы" возмещается часть затрат на ремонт производственных и складских помещений, аренду офисов и орграсходы.
По сведениям аграриев, основные фонды морально и физически устарели, что существенно тормозит развитие отрасли. Многие перерабатывающие предприятия были построены и оснащены более 30 лет назад и в среднем изношены на 40 процентов. Это не позволяет выйти на приемлемый уровень рентабельности. А в силу этих обстоятельств внутренние источники инвестиций весьма ограниченны. Плюс высокая конкуренция на региональном рынке, рост цен на энергоносители. Все это приводит к увеличению себестоимости, в то время как отпускные цены на готовую продукцию поднимаются гораздо медленнее.
Помимо совершенствования существующих механизмов реализации, местные чиновники ищут новые способы сбыта готовой продукции. В ближайшее время Липецкую область ожидает молочное ноу-хау. На улицах и в торговых павильонах установят так называемые молокоматы - автоматы по розливу молока. В управлении сельского хозяйства решили воспользоваться примером прямых продаж, который успешно практикуют в Татарстане. По мнению чиновников, это значительно удешевит конечный продукт.
- Закупать молоко у производителей будем, к примеру, по 10 рублей за литр, рубль - затраты на пастеризацию. Реализовывать напиток населению сможем по 15-17 рублей - значительно ниже магазинных цен, - рассуждает Сергей Малинин. - Но это предварительные расчеты.
Чиновники признают, что мелким производителям, фермерским хозяйствам не выйти с товаром на федеральные сети. Здесь же будет гарантированная реализация. К примеру, в Татарстане один автомат продает минимум 150 литров молока в сутки. Подобная модель используется и итальянскими фермерами. С помощью "механических коров" они реализуют около четырех процентов продукции.
Сейчас в липецком областном управлении сельского хозяйства занимаются финансовой стороной вопроса. Подобные аппараты - довольно дорогое удовольствие. Зато в будущем можно сэкономить на рабочих. По словам Сергея Малинина, один человек обслуживает до 12 молокоматов. Плюс ко всему - у населения всегда будет доступ к молоку, прошедшему минимальную термическую обработку и соответствующему всем стандартам.