По проекту закона изменяется классификация высших учебных заведений, порядок поступления в вузы и техникумы, а частным школам гарантируется финансирование из бюджета
Пока что проект состоит из 20 глав. В них вошли общие положения из двух существующих сегодня законов, касающихся образования, и появились новые. В частности, изменилась система уровней образования. Наибольшие изменения коснулись системы профессионального образования. Исчезло понятие начального профобразования. Теперь учащимся предлагается только среднее и высшее профобразование.
Законопроект значительно расширяет возможности среднего профобразования - профессиональных лицеев и техникумов. Это касается и разработки обучающих программ, и инфраструктуры. По замыслу разработчиков принимать учащихся техникумы и лицеи будут без вступительных экзаменов. Что, конечно, очень привлекательно для многих учеников школ. Но в тех учебных заведениях, которые предлагают творческие специальности или такие, которые требуют профессиональных навыков, вступительные испытания не отменяются.
Высшее образование будет состоять из "бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов и научно-педагогических кадров". Многие вузы сменят вывески. Прежде всего это касается академий. В системе высшего образования будут действовать колледжи, институты и университеты, а название "академия" канет в Лету. Колледж предлагает программы бакалавриата, институт - бакалавриата и специалитета, а университет - всех уровней, включая магистратуру, и готовит научные кадры. Так что если проект будет принят, то в колледжи теперь будут брать не троечников и лентяев, а вполне успешных учеников, и получать они будут там высшее образование. К слову, по проекту вуз вправе предлагать слушателям программы среднего профобразования, то есть техникума.
В проекте есть понятие экспериментальной и инновационной деятельности в образовании. Закреплено право образовательных учреждений на получение бессрочной лицензии. И оговорено: через год после ее получения Рособрнадзор может провести выездную проверку соблюдения всех требований. Аннулируется лицензия только по решению суда.
Что касается экономических вопросов, то в законопроекте подчеркивается: "Осуществление образовательной организацией приносящей доход деятельности не влечет за собой снижение нормативов финансирования образовательных услуг за счет средств бюджетов". Это значит, что финансирование детских садов, школ или вузов, в том числе и тех, которые станут автономными, не уменьшится. Частным школам государство обязуется возмещать расходы на обучение в рамках федерального стандарта.
Судя по всему, могут измениться правила поступления в вузы. Вместо привилегий при зачислении допускается возможность для льготников пройти дополнительную подготовку при вузах за счет средств государства. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение, чернобыльцы и другие. Без вступительных испытаний по-прежнему будут зачисляться олимпиадники, победители и призеры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. После всеобщего обсуждения проект осенью будет направлен в Госдуму для рассмотрения.
Елена Грачева, проректор Московской государственной юридической академии: Для начала скажу вам как юрист - в проекте много ошибок с точки зрения языка, которым он изложен. Например, говорится о системе образования, а по сути речь идет о структуре. Есть ошибки в терминах и понятиях. Что касается упразднения академий, то с технической точки зрения поменять все документы, печати, вывески, перерегистрироваться в налоговой инспекции и минфине очень сложно и затратно. Мы только что дважды пережили подобные вещи, когда упразднилось Рособразование и пришлось вычеркивать агентство из списка учредителей и когда к нашему названию прибавилось словосочетание "имени Кутафина". Президент подписал указ о добавке к названию за несколько дней, а мы меняли документы почти полгода.
Евгений Кузнецов, председатель Совета Центросоюза России: В системе кооперативного образования 51 техникум, 4 колледжа, 2 профучилища, а также Российский университет кооперации и 21 его филиал. Проект нового закона об образовании, конечно, затронет все уровни системы. Например, по программам начальной профессиональной подготовки теперь смогут обучать учреждения среднего проф образования. И это правильно. Техникумы приобретут новые возможности, а необходимой базой они обладают.
Как было:
1. Вузы: институт - академия - университет.
2. Профобразование - начальное, среднее, высшее.
3. Вне конкурса зачислялись олимпийцы, олимпиадники и 150 категорий льготников.
Как будет:
1. Вузы: колледж - институт - университет.
2. Профобразование - среднее, высшее.
3. Вне конкурса будут зачисляться только олимпийцы и олимпиадники.