23.06.2010 07:50
Власть

Конституционный суд разрешил "яблочнику" заседать в избиркоме

Конституционный суд разрешил "яблочнику" заседать в избиркоме
Текст:  Анна Закатнова
Российская газета - Федеральный выпуск: №135 (5214)
Читать на сайте RG.RU

Судьбу резидента, то есть российского гражданина, имеющего вид на жительство в Литве, рассмотрели в Конституционном суде и решили не отрывать его от родных корней.

- Я этого решения не ожидал, - радостно воскликнул заявитель Андрей Малицкий, когда его поздравили с выигранным делом.

Хотя поводом для оглашенного вчера постановления КС стало право на участие в избирательном процессе в качестве члена территориального избиркома человека, имеющего вид на жительство в другой стране, в тексте зафиксирована еще одна примета нашей эпохи - мобильный гражданин. А мотивировочная часть решения дает неожиданно либеральное истолкование законодательства о гражданстве, которое в последние годы было довольно жестко регламентировано. Вчера Конституционный суд огласил решение по делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пришел к выводу, что норма не во всем соответствует Основному Закону. То есть запрет гражданину РФ, имеющему вид на жительство в иностранном государстве, быть членом избирательной территориальной комиссии - точно Конституции не соответствует.

Норма эта появилась в 2006 году в рамках общей реформы российского гражданства, но конкретно задела она "яблочника" Андрея Малицкого, работающего в избиркомах с 1996 года. Однако летом 2009 года он получил вид на жительство на территории Литвы и Мосгоризбирком лишил его права работать в московском избиркоме района Преображенское. "По закону гражданин РФ не обязан сообщать, есть у него или нет вид на жительство в иностранном государстве, - заметил журналистам судья-докладчик Сергей Князев после оглашения, - если бы наш заявитель по собственной инициативе не известил комиссию, возможно, он и до настоящего времени продолжал исполнять обязанности члена территориальной комиссии".

В постановлении судьи КС детально рассмотрели сам институт вида на жительство и пришли к неожиданному выводу, что хотя этот документ дает не только возможность свободного въезда-выезда, но также еще и экономические и социальные права, это не приводит "к возникновению между ним и соответствующим иностранным государством постоянной и распространяющейся на все сферы сопряжения индивида и государства политико-правовой взаимосвязи, равноценной по своему содержанию и значению гражданству РФ".

- Суд пришел к выводу, что сам по себе вид на жительство не вызывает такой конкуренции между статусом гражданина РФ и статусом долгосрочного резидента, которые бы ставили под удар или представляли бы угрозу основам конституционного строя России, - заявил Сергей Князев. - Никакой угрозы конституционным ценностям в том, что в условиях глобализации существует возможность выезда гражданина за пределы РФ, в том числе на условиях получения вида на жительство в иностранном государстве, нет.

Малицкий сообщил "РГ", что обжалует теперь решение в Мосгорсуде, но, поскольку полномочия этого состава комиссий заканчиваются в декабре 2010 года, то он надеется успеть войти в комиссию следующего созыва: "Я сохраняю свой вид на жительство, но при этом гражданство Литвы, скорее всего, принимать не буду, поскольку для этого требуется отказ от российского гражданства - я этого делать не хочу". А на вопрос, зачем ему работа в избиркоме, заявитель трогательно признался: "Это хлопоты, но в этом есть своя романтика. Я принадлежу к той прослойке людей, которым нравится работа в избирательных комиссиях, а такие люди должны быть, потому что иначе выборы будет провести невозможно".

В свою очередь, начальник правового управления ЦИК Алексей Кисин пояснил "РГ": "Центральная избирательная комиссия является правоприменительным органом и решение Конституционного суда, вступившее в законную силу, обязательно для исполнения нами, как правоприменителями. Соответственно, в ближайшее время начинается процесс формирования новых составов территориальных избирательных комиссий и данная позиция КС будет учитываться избиркомами субъектов Федерации. Сейчас законодатель, на мой взгляд, и с учетом существующей процедуры, должен внести изменения в закон в этой части, а мы, пока такие изменения не будут внесены, будем напрямую руководствоваться сформулированной позицией КС".

Госуправление Конституционный суд