24.06.2010 00:39
Экономика

ЕС внимательно следит за российско-белорусским газовым конфликтом

Белоруссия уверяет, что заплатила за поставки газа, но в "Газпроме" это пока не подтвердили
Текст:  Татьяна Зыкова Татьяна Шадрина
Российская газета - Столичный выпуск: №136 (5215)
Читать на сайте RG.RU

Вчера в 10 утра "Газпром" вновь срезал поставки газа в Белоруссию. Причем сразу на 30 процентов. В общей сложности сокращение составило уже 60 процентов.

Напомним, до последней черты - уменьшения объемов до 85 процентов от обычного уровня - остается всего ничего, 25 процентов. И, возможно, сегодня для "трубы" действительно настанет решающий час.

Между тем весь вчерашний день участников конфликта лихорадило. А вместе с ними Еврокомиссию по энергетике во главе с еврокомиссаром Гюнтером Эттингером, которые отслеживают развитие газового спора, исходя из интересов европейских потребителей. Заметим, всего через территорию Белоруссии российский газ поставляется в три страны ЕС - Германию, Польшу и Литву. В целом же через Белоруссию в ЕС идет менее 20 процентов российского газа. Остальной поток приходится на Украину.

Еще с утра из оперативного штаба "Газпрома" шли относительно неплохие новости. Глава газового концерна Алексей Миллер убеждал, что транзит российского газа через территорию Белоруссии осуществляется в полном объеме и потребители не испытывают с его поставками никаких проблем. Однако к вечеру ситуация изменилась. На 17 часов по московскому времени объемы транзитных поставок газа в Европу через территорию Белоруссии сократились.

"Первой жертвой" стала Литва. Об этом заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, находящийся в эти дни с визитом в Москве и на Украине. "Литва сегодня уведомила Брюссель, что поставки газа через Белоруссию упали на 40 процентов", - сказал он. Однако добавил, что в ближайшие часы на помощь Европе может прийти Украина, увеличив прокачку газа, чтобы компенсировать белорусские объемы. Это заявление еврокомиссар сделал сразу после встречи с министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко.

А министр энергетики РФ Сергей Шматко на пресс-конференции рассказал журналистам, что у "Газпрома" есть право по контракту поставить газ через Украину из подземных хранилищ или покупать его на спотовом рынке и поставлять потребителям. При этом Шматко с оптимизмом добавил, что "Газпром" удержит ситуацию. Министр, он же ответственное лицо за реализацию механизма раннего предупреждения при возникновении кризисных ситуаций с поставками энергоресурсов в Европу, пояснил, что Россия достигла договоренности о направлении независимых европейских наблюдателей для мониторинга ситуации с транзитом российского газа через территорию Белоруссии. По словам Шматко, такая возможность обсуждалась в телефонном разговоре с Гюнтером Эттингером. По его словам, наблюдатели должны фиксировать факты несанкционированного отбора, чтобы подготовить информацию для будущего судебного разбирательства.

Кстати, напряженно вчера развивались события и вокруг белорусского долгового "фронта". Сначала после полудня в "Газпроме" с удовлетворением подтвердили, что белорусский оператор оплатил майские поставки российского газа. Причем сумма платежа составила 260,134 миллиона долларов. То есть была рассчитана "Белтрансгазом" по "новым ценам". Таким образом, белорусская сторона признала необходимость платить за газ по контрактной формуле цены, что, безусловно, является маленькой победой "Газпрома" на поле боя за рыночные цены и финансовую дисциплину со стороны своего партнера. Напомним, в перспективе цены на газ для Белоруссии должны приблизиться к европейским. А дотирование поставок газа в Белоруссию планируется прекратить. Вместе с тем в "Газпроме" заявили, что "Белтрансгаз" обязан "незамедлительно оплатить накопившийся долг с января по апрель". И уже к вечеру первый заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко оповестил журналистов, что Белоруссия в 16 часов по московскому времени долг в размере 187 миллионов долларов погасила. Однако требует от партнеров заплатить долг за транзит в размере 260 миллионов долларов. Причем к сегодняшнему утру. В противном случае, по словам Семашко, Белоруссия уже сегодня прекратит транзит газа. "Газпром" в ответ в 19.15 по московскому времени не подтвердил погашение долга Белоруссией. "Денег на счете нет", - сказал официальный представитель компании Сергей Куприянов. Напомним, Белоруссия в январе-апреле 2010 года платила России за газ не по контракту, а по установленной ею в одностороннем порядке цене, в результате чего сформировался долг за поставки, по оценкам "Газпрома", в размере 192 миллионов долларов.

Впрочем, экспертов вчера порадовала независимая новость. Из Украины. Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко по итогам встречи заверил еврокомиссара, что повторение газовых кризисов между Украиной и Россией сегодня исключено. "В наших взаимоотношениях с Россией действуют очень эффективные механизмы, которые полностью понятны нашим европейским партнерам", - заключил Бойко.

компетентно

Владимир Фейгин, директор Института энергетики и финансов:

- Сложный вопрос. Общие положения о транзите заложены в нормах ВТО. Однако прямого действия на энергоносители они не имеют.

Поэтому в 1994 году появился многосторонний договор к Энергетической Хартии (ДЭХ). Он был подписан в Лиссабоне и вступил в силу в апреле 1998 года. В договоре, в частности, страны обязуются ни при каких обстоятельствах не создавать препятствий по бесперебойному транзиту, чтобы не страдали интересы третьих сторон. Документ подписали 51 страна мира. Это практически все государства Европы, включая страны СНГ и Балтии. Россия, Белоруссия и Украина также поставили под ним свою подпись.

Однако ратифицировали договор лишь 46 стран. Россия и Белоруссия не в их числе. При этом слабым моментом договора является отсутствие санкций за нарушение обязательств и практических мер по принуждению к осуществлению обязательств. Российская Федерация до прошлого года применяла документ на временной основе. Но потом вышла из него. В апреле 2009 года президент страны Дмитрий Медведев предложил известную инициативу по созданию законодательной основы международного энергетического порядка. В том числе разработать и специальное соглашение относительно чрезвычайных ситуаций по транзиту и по способам их разрешения. К примеру, создать постоянно действующую группу международных посредников, которые были бы готовы в любой момент вмешиваться в спорные ситуации. Такая практическая потребность, напомню, возникла в январе 2009 года, во время конфликта с Украиной. Европейские эксперты по приглашению российской стороны были привлечены к анализу сложившейся ситуации, в том числе с выездом на соответствующие объекты на территории Украины. Они контролировали, что реально происходит на месте, детально анализировали ситуацию, реализовывали меры по выходу из нее. А в итоге признали, что спор велся "вокруг украинского транзита" и не был связан с проблемами поставок газа из России, что весьма принципиально.

Есть еще одна сторона вопроса. Инициаторами судебных исков, в соответствие с нормами ДЭХ, могут выступать третьи страны, интересы потребителей которых затронуты от действий транзитеров. Однако в суд европейцы обращаться не спешат.

Что касается участка трубы "Ямал-Европа", который находится в собственности "Газпрома" и проходит по территории Белоруссии, то его эксплуатация регулируется двухсторонним контрактом между "Газпромом" и "Белтрансгазом". Вероятнее всего, в контракте названы специализированные арбитражные суды, куда в случае конфликтов могут обращаться стороны. И если "Газпром" пострадает, то наверняка обратится в суд.

Этой осенью Европарламент планирует рассмотреть новую концепцию энергополитики, в которой есть и пакет решений по вопросам энергобезопасности. Ориентиры - на новые программы диверсификации, на поиск альтернативных и возобновляемых источников энергии: ветра, солнца, воды, биомассы. Такой подход стал декларироваться в ЕС прежде всего на политическом уровне. На практике его реализация - большая проблема. Альтернативные энергоносители дорогие, быстрое их внедрение труднореализуемо, а альтернативные пути поставок топлива, как видим, тоже пока только обсуждаются. Конечно, возможные сложности с транзитом российского газа только подогревает и усиливает в Европе позиции активных сторонников перемен различного рода.

Нефть и газ Белтрансгаз Газпром