Не так давно уже в Лондоне тренеру сборной Англии был задан вопрос: "Вы так многого добились в качестве футболиста. Но как тренер в Кубке мира не участвовали. Чего вы ожидаете от чемпионата и как к нему готовитесь?"
Сидя в удобном мягком кресле в зале для пресс-конференции стадиона "Уэмбли", медленно пожал плечами. И ответил со всей уверенностью, которую только и можно было проявить. Конечно же, объяснил он, Кубок мира для меня не нечто новое. Ведь я сам выходил на поле, борясь за него. Потом пояснил, как он сам и его помощники изучают все возможности и варианты для лучшего выступления. Отметил: работаем много, не меньше футболистов. Вдруг отпустил ремарку: "Иногда игроки ищут какое-то оправдание неудачам. Типа: это было плохо, да и то - тоже. Не мог спать всю ночь. Поле недостаточно подготовлено. Официант в отеле невежлив".
Этот ответ Капелло на ключевой вопрос не остался незамеченным. И накануне матча с лидером группы "С" Словенией, который для нас идет под лозунгом "Умри, но выиграй", возникает чувство, что Капелло или недооценил сложности, возникающие на Кубке мира, или переоценил себя. Быть футболистом - одно, тренером - совсем другое. Возможно, он не понял разницы между чемпионатом мира-1974 и сегодняшним испытанием. Да, играл во всех трех матчах сборной Италии и даже забил гол полякам, которые в конечном итоге победили итальянцев - 2:1, тем самым сократив до минимума их пребывание на первенстве.
Но тогда и мир, и футбол были абсолютно иными. Игра была чистым спортом, она еще не окунулась с головой в многомиллиардный бизнес, поощряемый богатейшими спонсорами и телевидением.
Капелло отработал исключительно профессионально. Он вернул английским игрокам гордость, мотивацию, дисциплину, добыв с ними вместе билет в Южную Африку. Но тренер всегда оставался лишь в зоне чисто спортивных интересов. А вне ее он растерялся. И уже в тренировочных матчах перед первенством селекция игроков выдавала некую степень наивности - не тренера, нет, а вот руководителя, менеджера - точно. Его итальянские, какими же еще им быть, способы управления явно раздражали игроков и даже встречали некое сопротивление. Это из-за них началось определенное роптание и брожение, самым заметным проявлением которых стали высказывания Джона Терри. А уж наша пресса, не говоря о болельщиках, в эти дни подвергла Капелло яростной, однако оправданной критике за две ужасные игры с США и Алжиром.
Конечно, не один тренер сплоховал. Некоторые из наиболее талантливых и высокооплачиваемых игроков в истории английского футбола выбежали на газон с переизбыточным уважением к себе и бегали по нему, как кролики, вдруг попавшие под яркий и непривычный для них свет мощных прожекторов.
Но им всем везло в единственном: в матче со Словенией они могли по-настоящему оправдаться.