Серийное производство Т-50 намечено на 2016 год. Фото:ИТАР-ТАСС
В ближайшее время минобороны передаст на рассмотрение правительства новую программу вооружений. В ней перечислены все новинки, которые должны пополнить военные арсеналы в 2011-2020 годах.
Покупай по списку
Полный список заказов - тайна за семью печатями. Но его реализация сулит Вооруженным силам технический прорыв. По словам первого замминистра обороны Владимира Поповкина, своевременное и полное финансирование контрактов позволит выполнить задачу, поставленную Верховным главнокомандующим: к 2015 году увеличить в армии долю современных вооружений до трети, а еще через пять лет довести ее до 70 процентов. Точно сказать, какая часть нынешнего арсенала не требует замены, генералы затрудняются. Кто-то говорит о четверти, другие - о 15-20 процентов. В различных видах и родах войск картина разная. Например, стратегические ракетчики и военные космонавты в основном имеют дело с современным оружием. А вот в сухопутных и, особенно, в летных частях, по оценкам экспертов, ситуация близка к катастрофической.
В этом году Москву прикроют еще пять дивизионов С-400. Фото:Леонид Якутин
Этот "период полураспада" продиктовал систему приоритетов новой госпрограммы. Вне конкуренции - переоснащение стратегических сил сдерживания. Помимо ядерной триады (наземных комплексов РВСН, атомных подводных лодок и воздушных ракетоносцев) к ним отнесены система предупреждения о ракетном нападении, ПРО и воздушно-космическая оборона. Как обещают в минобороны, финансирование этих статей в ближайшие 10 лет будет стопроцентным. Не пожалеют денег и на военный космос. Высокоточные ракеты, снаряды и бомбы работают по информации со спутников. Потому экономить на орбитальной группировке нельзя.
Еще одна неприкасаемая графа расходов - военные автоматизированные системы управления, связи и разведки. В приоритеты зачислили и военно-транспортную авиацию. Здесь речь об Ан-124 "Руслан", чье производство решено восстановить в Ульяновске; российско-украинских Ан-70 и вертолетах Ми-26. Последние, заметим, армия не закупала несколько десятилетий.
- Конечно, нам надо обновлять весть авиапарк, - признает Владимир Поповкин. - Но с учетом ограниченного финансирования пока сконцентрируемся на покупках фронтового бомбардировщика Су-34 и многофункционального комплекса Су-35С. Есть долгосрочные контракты на поставку в ВВС сотни таких самолетов. Прописаны в госпрограмме вооружений и серийные поставки перспективного комплекса фронтовой авиации.
Т-50 сейчас проходит летные испытания. Года через полтора завершится доводка его планера. С 2013 года боевые возможности "пятерки" станут изучать на установочной партии из десяти самолетов. В 2016-м планируется серийная поставка этой машины в войска. Всего ВВС нуждается примерно в сотне таких комплексов, и около половины этой партии они могут получить в рамках госпрограммы вооружений-2020.
Вертолет Ка-52 "Аллигатор" уже облетывают в Торжке. Фото:ИТАР-ТАСС
Среди образцов современной боевой техники - оперативно-тактический ракетный комплекс "Искандер-М", ЗРК С-400, вертолеты Ка-52 "Аллигатор" и Ми-28Н "Ночной охотник", огневая система ТОС-1М. На недавнюю церемонию вывода из дока атомной подлодки проекта 885 "Северодвинск" прилетал президент Медведев. Все эти новинки перечислены в новом документе, а суммарное количество перечисленных там оборонных заказов исчисляется тысячами экземпляров.
13 - пишем, 36 - в уме
Обсуждение программы-2020 в Думе обернулось жарким спором между заказчиками нового арсенала в лице минобороны и теми, кто обеспечивает его поставку. Главным камнем преткновения стали объемы финансирования.
Представитель минобороны генерал Олег Фролов пожаловался депутатам, что за последние 10 лет военные ни разу не получили столько денег, сколько им действительно надо на танки, самолеты, ракеты и подлодки. Разница между реальной инфляцией и официально устанавливаемыми дефляторами привела к тому, что с 2001 года по настоящий день до минобороны не дошло около 300 млрд рублей.
Проблем с закупками добавила специфика ценообразования на продукцию военного назначения. Стремление промышленников заложить туда все мыслимые и немыслимые расходы подчас выливается в абсурдную ситуацию, когда первоначальная стоимость ракеты или бэтээра за период их производства возрастает чуть ли не в разы. По мнению Фролова, навести здесь порядок можно единственным способом: передав функцию ценообразования в ведение минпромторга или Федеральной службы по тарифам. Кроме того, генерал призывал отказаться от практики "позднего" финансирования оборонки. Если порядка 70 процентов денег попадают на заводы и в КБ во второй пятилетке реализации госпрограммы вооружения, трудно ожидать, что она будет выполнена полностью и в срок.
Ракетный комплекс "Искандер-М" - оружие XXI века. Фото:Леонид Якутин
О долгосрочных планах переоснащения армии генерал говорил не случайно. Дело в том, что на новую госпрограмму планируют выделить 13 трлн рублей. Однако, подсчитав дебет с кредитом, в минобороны пришли к выводу - этих денег на модернизацию всех Вооруженных сил не хватит.
- Если исходить из выделенного лимита, мы сможем выполнить решение руководства страны по поддержанию на должном уровне стратегических ядерных сил, а также будем вкладывать средства в ПВО и развитие авиации. Но останутся недофинансированными Сухопутные войска, - заявил Фролов.
По его прикидкам, армии не хватит даже 28 триллионов. На эти деньги реально поддержать российскую ядерную триаду и сухопутчиков, но не получится обновить корабельную группировку. Оптимальная сумма, по мнению военных, 36 трлн рублей.
Амбициозные запросы и тревожные ожидания минобороны, похоже, не разделяют в Военно-промышленной комиссии. Во всяком случае первый зам ее председателя Владислав Путилин уверен, что никаких обоснований для тревожных прогнозов ВПК из оборонного ведомства не получал. А потому, несмотря на "страшилки" генералов, деградация Вооруженным силам в любом случае не грозит.
Оптимизм зампреда ВПК по выполнению оборонно-промышленных планов, похоже, разделяют и в минфине. Замминистра финансов Антон Силуанов сообщил, что объем расходов на оборону с нынешних 2,6 процента ВПП через два года вырастет до 3 процентов с последующим выходом на 3,2 процента. Возрастет и финансирование гособоронзаказа, а значит, и закупки новых вооружений.
Танк Т-90 - не слишком новый, но современный. Фото:ИТАР-ТАСС
Хорошо забытое новое
Среди экспертов давно ходит спор, какое оружие или технику называть новым, а какое - современным. У военных на сей счет выработаны жесткие критерии. Современный образец по своим характеристикам должен соответствовать лучшим зарубежным аналогам. А новым считают танк, самолет, ракету или подлодку, чей временной ресурс использования не превысил трети от гарантированного заводом-изготовителем.
Сошедший вчера с конвейера бронетранспортер БТР-80 может сверкать крашеными боками, но современным его при всем желании не назовешь. А вот изобретенный два десятка лет назад и недавно модернизированный танк Т-90 даже после многочисленных учений и маршей остается современным. И будет таким, пока в основных характеристиках не уступит зарубежным "коллегам".
Своеобразный рекорд такой современности принадлежит американскому бомбардировщику В-52. Он бороздит "пятый океан" с конца 40-х годов прошлого века. И этой машине предрекают летную жизнь еще, по крайней мере, лет 20.