24.06.2010 07:20
Власть

Солдат Сибирского военного округа освободили от хозяйственных работ

Чтобы освободить от хозяйственных работ 20 тысяч солдат СибВО, минобороны заплатило более миллиарда рублей
Текст:  Нина Рузанова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №137 (5216)
Читать на сайте RG.RU

Солдат больше не чистит картошку и не метет плац - за него это делают гражданские.

Чтобы освободить от хозработ 20 тысяч солдат Сибирского военного округа, минобороны заплатит более миллиарда рублей, это сумма уже заключенных госконтрактов с кормящими-обстирывающими гражданскими организациями. Что такое армейский аутсорсинг, пытался понять корреспондент "РГ".

Полная гуманизация

Юргинская мотострелковая бригада СибВО всегда была площадкой для экспериментов. Еще не так давно ее демонстрировали журналистам как образец воинской части, полностью сформированной на контрактной основе. Но контрактники, видимо, свое отслужили, и нынче бригада - пионер новой идеи "гуманизации армии": "У солдата теперь должна быть только одна жалоба - на короткий срок службы!".

Плоды гуманизации в бригаде видны сразу: дорожки и плац убирают не срочники, а девушки в униформе с надписью "ОАО "Славянка". За инвентарь они держатся так, как люди держатся за работу в маленьком городке, где не так просто найти постоянный заработок. Кажется, они не отдали бы метлы солдатам, даже если бы те пытались забрать их силой.

А по вычищенному асфальту тем временем прогуливается еще одна новая для армии фигура. Светлый костюм. Белые туфли. Это топ-менеджер компании, победившей на аукционе минобороны. Раньше компания занималась ресторанным бизнесом. Теперь кормит солдат. Два-три салата, два-три основных блюда и десерты - на выбор. Новое оборудование. Обученный персонал. Павел Матренинский первым произносит слово "аутсорсинг". И уточнять, что это такое, лично у него не хочется - человек, понимаешь ли, весь в белом, а ты не знаешь элементарных вещей.

- Применение услуги аутсорсинга позволило добиться экономии бюджетных средств, - уверенно утверждает управляющий.

- Как это? - охают те журналисты, кто уже перевел слово "аутсорсинг" с английского, - буквально это что-то вроде "привлечения внешних ресурсов". То есть армия передает ряд функций, в том числе организацию питания, сторонним организациям.

- Сотрудники - профессионалы, оборудование - новое. Следовательно, отходы - минимальны! - смутить менеджера, выдержавшего мин обороновский конкурс, нельзя ничем. Приходится разглядывать профессионалок, которые, именуясь "специалистами по изготовлению полуфабрикатов", чистят картошку за 10 -15 тысяч в месяц. И напряженно думать, почему же их услуги обходятся армии дешевле, чем бесплатный солдатский труд. Усилия не приводят ни к чему, кроме шальной мысли: а может, и мне нанять профессиональную повариху и уборщицу? Для экономии семейного бюджета?!

Обслуга для солдат

"Что такое аутсорсинг? Этого не знает никто!" - улыбается командир бригады Андрей Хоптяр. Шутит, конечно. Хотя... Диковинный механизм мне попытался на пальцах объяснить замкомандира 41-й армии по воспитательной работе Юрий Евтушенко. Но и он закончил лекцию неожиданно: "Аутсорсинг, аутсорсинг... Мы вот с вами до сих пор не знаем, что такое ваучер! А кому это помешало?" В общем, ясно одно - 4500 военнослужащих части уже обслуживают 200 гражданских "наемников". И это не предел. Дошло до того, что со стороны наняли специалистов, занятых "морально-психологическим обеспечением" военнослужащих. Они крутят кино и выдают книжки в библиотеке. И не зря едят свой хлеб.

В 30-градусную жару на полигоне я лично видела солдатиков, которые под палящим солнцем напряженно вглядывались в узкий экран мобильного проектора. Шел патриотический фильм - про лучшие в мире советские то ли ледоколы, то ли самолеты. "Вам интересно?" - спрашиваю у "гуманизированного" срочника по имени Денис, в то время как с экрана несется: "И этот час настал!"... "Очень", - отвечает он. Это была правда - он даже не повернул головы в мою сторону. "Ну тогда у меня один вопрос - вы не скажете, что такое аутсорсинг?" Денис думал секунд 20. И только потом осторожно покосился на меня и отодвинулся подальше, потому что это слово было ему незнакомо. Сдержанности его можно было только позавидовать - сразу видно, что "морально-психологическим обеспечением" в части заняты профессионалы.

И это далеко не все чудеса гуманизации. Журналистам показали и полевую столовую, и полевой банно-прачечный комплекс. И даже сауну, развернутую все в том же лагере. Единственное упущение, которое удалось заметить, это то, что в прачечной не стирают солдатские подворотнички. Срочникам, как ни странно, приходится делать это самим. А зря. Потому как многострадальным подворотничкам посвящен чуть ли не каждый второй судебный процесс по неуставщине: жертвы их то подшивают, отпарывают и подшивают вновь, то стирают по приказу обидчиков. Так что с точки зрения гуманизации следует уделить подворотничкам самое пристальное внимание. Может, даже нанять для этого отдельную гражданскую организацию. Тем более деньги, судя по всему, не проблема.

- Насчет экономии аутсорсинга я не знаю, - признается командир бригады Андрей Хоптяр. - Я денег не считаю. В смысле не занимаюсь я деньгами, это дело минобороны. Мне главное - качество услуг. И я им доволен.

Вполне доволен полковник Хоптяр и тем, что теперь не нужно отрывать солдатиков от боевой и спортивной подготовки и отправлять в наряд по столовой или по уборке территории. "У срочников учебные нагрузки такие, что они, может, и рады бы пойти с метлой, - говорит ком бриг. - Это ведь легче, чем на танке"... По словам Хоптяра, армия, взяв курс на гуманизацию, идет "туда". В смысле в верном направлении. "Спать солдат стал на полтора часа больше - добавили тихий час после обеда и полчаса ночью, теперь подъем не в шесть, а в семь, а отбой в 22.30, - рассказывает комбриг. - И это правильно. Солдату отдыхать надо! От этого напрямую зависит боевая готовность части. Как и от хорошего питания". Освободилось время и для дополнительного отдыха - если раньше солдатская суббота была посвящена хозяйственным работам, то сейчас это полноценный выходной, который они могут провести в увольнении.

Любопытно, что сами солдаты, ради которых затеян весь этот гуманый сыр-бор, своих преимуществ не чувствуют. Ведь другого они, как сами говорят, "не застали". Кормят вкуснее, чем у мамы, и порции такие, что не входит на столик. "А разве мы голодать должны?" Картошку? Да, чистили. Но дома. "Я думаю, все это для того, чтобы мы умели лучше стрелять!" - глубокомысленно изрекает один из призывников. Видимо, дослужится до генерала.

Комментарий

Реалиль Мусин, военный комиссар Новосибирской области (1993-2001 гг.):

- Я 37 лет в армии отслужил, и мне даже в голову никогда не приходило, что такое может быть. На мой взгляд, так называемая гуманизация - очень спорное нововведение, и результат совершенно непредсказуем. Работы у солдата уже нет, скоро сотрудник ВОХР еще и на пост дневального будет за него заступать. Улучшится дисциплина от того, что солдату нечем заняться? Или, наоборот, ухудшится? Улучшится ли качество боевой подготовки от того, что солдат служит всего год и при этом на два дня в неделю в увольнение уходит? У меня на этот счет большие сомнения. Кроме того, понятно, что если солдат сделал что-то своими руками, сам чистоту навел, а не какие-то дяди-тети со стороны это за него сделали, то он и относиться будет лучше к результату. Но, как говорится, нас, ветеранов, не спрашивают. А проекты разрабатывают доктора наук в министерстве - им, наверное, виднее.

Армия Новосибирск Сибирь