25.06.2010 07:58
Власть

Владимир Путин снова приехал в Новокузнецк на шахту "Распадская"

Вдовы горняков пожаловались премьеру на бесчеловечное отношение к шахтерам
Текст:  Пьер Сидибе
Российская газета - Федеральный выпуск: №138 (5217)
Читать на сайте RG.RU

Спустя полтора месяца после взрыва на шахте "Распадская" Владимир Путин снова приехал в Новокузнецк поговорить с женами погибших шахтеров. Вдовы рассказали премьеру о главной, на их взгляд, проблеме: шахтеров не считают за людей. Это характеризуется и уровнем зар плат, и отношением руководства шахт к рабочим.

Напротив стола, за которым сидели вдовы, висела "Неопалимая Купина" с незажженной лампадкой - эта икона Божией Матери считается заступницей от пожаров. С другой стороны в стеклянной витрине лежала книга в черной обложке "Главная шахта России". Сейчас на "Распадской" пожар, и это осложняет поиски 23 еще не найденных шахтеров. Матери, дочери и сыновья ждут чуда и не спешат брать предлагаемые властями выплаты. Большинство отчаялись - слишком много времени прошло. Перемена статуса "без вести пропавшие" на "погибшие" - тем более мучительна, чем неминуемое она становится с каждым днем.

"У нас просьба - похороните тех 23 шахтеров, которых пока не нашли. Чтобы не бросили их, чтобы все возможное сделали и подняли", - просила Елена Ласунова, вдова горнорабочего очистного забоя. "Мы выполним долг перед нашими шахтерами до конца. Мы до конца будем надеяться на чудо. Но все выплаты уже готовы: все миллионы находятся на счетах области, - говорил в ответ Владимир Путин.

- Мы - вдовы, и наша боль до последнего издыхания, - заплакала Елена Ласунова.

Но Путин сразу сказал, что власти не могут торопить горноспасателей, они и без того рискуют своей жизнью ради других людей. "Все вручную делают, как китайцы идут друг за другом и днем и ночью. Четыре километра в одну сторону, четыре километра - в другую с киркой на горбу. Как они это выдерживают?! Я не представляю", - удивлялся губернатор Кемеровский области Аман Тулеев. Что же касается расследования, то, заверил премьер, будет обеспечена полная объективность процесса, и "не возникнет никакой погони, охоты на ведьм".

- 23 января на "Распадской" был взрыв. Почему это не взяли во внимание? Где результаты расследования? - перебила Елена Мальцева, вдова респираторщика. Но ответа не последовало.

Между тем, отдавая дань справедливости, как считают Путин и Тулеев, надо не забывать, что среди шахтеров есть и те, которые проносят с собой сигареты и спички, и даже наркоманы. При этом и премьер, и губернатор оговорились, что не хотели поднимать эту проблему, но раз разговор так зашел, то, значит, не обойти. "Спрашиваешь его: зачем? А как же я буду пять часов без папирос работать, отвечает", - рассказывал Путин.

- Ну, так ужесточите контроль, - потребовала Мальцева.

- Не можем. Закон такой. Сейчас внесли поправки... - отвечал Тулеев.

- Для меня это непонятно, - честно призналась вдова респираторщика Ольга Кабанова.

- А для меня понятно, - ответил Тулеев.

Да, потерю близких нельзя компенсировать ничем, говорил уже Путин и обещал, что власти окажут материальную поддержку по максимуму. Впрочем, на что, на что, а на выплаты жены погибших не жаловались. Три миллиона рублей - такова максимальная сумма компенсаций от федеральной, региональной властей и собственников шахты.

- Мы никому столько не платили, - тем временем вставлял свое слово Аман Тулеев. - Никого в таком количестве не отселяли из ветхого и аварийного жилья и так далее.

- Так мы в XXI веке живем, извините, а не в XV, - парировала Мальцева.

Однако родственники тех, кто погибает не в авариях с большим числом жертв, а по одному-два человека, получают маленькие компенсации, заметила вдова горнорабочего очистного забоя Екатерина Огородникова. "Я вас прошу, а вы имеете такую возможность - внесите изменение в законодательство, потому что эти шахтеры - тоже люди, и у них есть свои семьи", - сказала она. Но Путин тут же сказал: даже с его, премьерской, поддержкой, многие решения отчего-то тормозятся. "Я год назад встречался на одной из шахт с шахтерами и говорил о пенсионном законодательстве и практически тогда же внес поправки в закон о повышении надбавок к пенсиям, и только через год удалось продавить это через Государственную Думу", - привел Путин пример. Но в случае с шахтерами глава правительства пообещал, что поправки в закон о страховании жизни и здоровья шахтеров и всех тех, кто работает на предприятиях с повышенным риском, обязательно будут приняты. "Но сложность заключается в том, что собственники таких предприятий должны нести ответственность за состояние техники безопасности и если что-то случается, то и за социальное обеспечение либо пострадавших, либо семей погибших", - заявил глава правительства.

Авария на "Распадской" выявила не только пробелы в обеспечении безопасности работ, но и показала, что отношение к шахтерам - бесчеловечное.

- Если раньше, когда на Кузбассе все начиналось, шахтер наравне с космонавтом был. Он мог в Сочи съездить отдохнуть. А сейчас он - никто. Его называют быдлом, пьяницей, наркоманом. Зарабатывает копейки и не знает, в какую дыру их заткнуть, чтобы с долгами расквитаться. Руководство относится к шахтерам как к быдлу. Шахтеры - не быдло. Цените тех, кто дает вам эти миллионы, - ожесточенно высказывала премьеру Екатерина Огородникова. К слову, средняя зарплата горняков на "Распадской" последние два года составляет 30 тысяч рублей без налоговых вычетов. Да и пенсия, как заметил зампред профкома "Распадской" Александр Зворский, "небольшая" - 15-17 тысяч рублей. Путин смутился и тут же заверил, что вообще-то по стране средняя пенсия - 8,8 тысячи рублей.

Вдовам Путин пообещал: он добьется изменения в отраслевом соглашении между профсоюзами и руководством шахт таким образом, чтобы была увелечена до 70% условно-постоянная составляющая зарплаты.

- Неужели эта шахта будет функционировать, несмотря на ее опасность? - возмутилась Ольга Кабанова.

- Шахта заработает только в том случае, если предложения по ее восстановлению пройдут экспертизу, - ответил Путин. Как известно, ОАО "Распадская" уже подготовила проект плана ликвидации аварии и поэтапного восстановления производственных объектов шахты.

У шахты поменялся директор, для этого потребовалась авария. А чтобы сменить директора одного из новокузнецких техникумов, понадобился разговор с Путиным. Елена Мальцева пожаловалась вчера премьеру на поборы в этом учебном заведении. По ее словам, руководитель техникума, где учится ее сын, некто Владимиров требует от учащихся деньги за диплом, при том, что ребята учатся на бюджетном отделении. "Если вы не сдадите деньги, говорит, никто экзамен не сдаст. Завтра экзамен - мы в ожидании чуда".

- У нас есть такие люди, как и в любой другой стране, которые считают, что для них закон не писан. Мы позанимаемся этим Владимировым, - дал премьерское слово Владимир Путин.

После встречи с вдовами Путин провел совещание. По его данным, в прошлом году на предприятиях по добыче полезных ископаемых было выявлено свыше 5 тысяч нарушений техники безопасности. "Более того, руководство некоторых компаний пытается скрывать факты несчастных случаев. Причем даже со смертельным исходом. Это уже просто за гранью", - возмущался премьер. Он напомнил, что Ростехнадзор будет напрямую подчиняться правительству. А значит, структура эта станет куда независимее. Вдобавок изменятся принципы организации работы горноспасательных служб. Теперь функции управления этими подразделениями будут сосредоточены в одном ведомстве - МЧС России.

Госуправление