Накануне 9 мая чиновники как заклинание повторяли: празднование 65-летия Победы не закончится после юбилейного парада, самое важное - дойти до каждого ветерана, ни один не останется без заботы, а тем более - обиженным.
Увы! Без обид не обошлось, о чем свидетельствуют письма и звонки в редакцию. Марк Моисеевич Мировский - один из 750 москвичей-ветеранов, приглашенных на парад на Красной площади. Накануне столичные власти не раз официально заявляли, что каждый ветеран может взять с собой на трибуну кого-то из родных - сына, внука или внучку. Что и понятно: в таком возрасте многим участникам Великой Отечественной нужно сопровождение. Да и внуки пусть гордятся боевыми дедами.
Что случилось дальше - до сих пор не дает покоя ветерану: "У нас семеро внуков, мы с женой решили, что на Красную площадь я возьму с собой младшего Колю, - рассказывает он. - Ему сейчас семнадцатый год, только что окончил выпускной класс. Мальчик очень обрадовался, услышав о том, что сможет пойти на парад.
Перед 9 мая я позвонил в совет ветеранов своего Богородского района: может, пропуск для внука заказать или надо внести его в списки? Председатель возмутился: "Откуда у вас такая информация?" "Да как же? - говорю. - Все газеты процитировали заявление заместителя мэра Москвы". "Никаких внуков, - заявляет председатель. - Будет вам другое сопровождение".
Верите ли, когда я сказал об этом внуку, тот слезу пустил. Мне за него было очень обидно. Утром 9 мая к префектуре Восточного округа для нас подали три автобуса. Там уже сидели какие-то молодые люди лет 25. Наверное, это и было сопровождение, но какое отношение они имеют к ветеранам? Разве что "по блату" (как раньше говорили) попали на парад...
Зрелище, конечно, было впечатляющим. Я смотрел на небо, где летели самолеты, а сердце сжималось от боли за внука. Если бы я мог отправить его вместо себя на трибуны, я так бы и сделал. Выходит, нас обманули?"
Мировскому 87 лет. За неделю до начала войны он поступил в военное артиллерийское училище, а уже через полгода получил звание лейтенанта, стал командовать взводом. Потом освобождал Варшаву, а победу встретил в Берлине. И вот спустя 65 лет этот праздник ему омрачили.
До сих пор ветераны обсуждают и подарки, полученные к юбилею Победы. "Плед - хорошо, в нем благодарность и тепло, кроме того, он напомнил мне один день из военной жизни, - написала, например, участница Финской и Великой Отечественной войн доктор медицинских наук Антонина Ивановна Юнина в "РГ". - А вот продуктовый набор вызвал противоречивые чувства. Особенно бутылка водки в нем".
Никак не удается поставить точку и в истории с лампочками. Дело в том, что "Мосэнергосбыт" пообещал всем участникам боевых действий в Великой Отечественной войне в подарок по три энергосберегающие лампочки. От ветеранов войны - внимательных читателей прессы - эта информация не ускользнула. И вот Валентина Григорьевна Птицына, которая живет на улице Вавилова, подождав дней десять после 9 мая, звонит в редакцию: "Где же лампочки?" К чести пресс-службы энергетиков, после звонка из "РГ" женщине быстро доставили обещанные лампочки. В "Мосэнергосбыте" уверяют: они передали обещанные наборы для 90 тысяч фронтовиков Москвы и Московской области. Причем для столичных участников войны - через районные советы ветеранов, а для подмосковных - через министерство соцзащиты населения области. Почему подарок до сих пор вручен не всем участникам боевых действий - загадка.