29.06.2010 07:40
Экономика

Банки не смогут информировать клиентов о размере комиссии в банкоматах

Банки не смогут информировать нас о размере комиссии в банкоматах
Текст:  Ольга Заславская
Российская Бизнес-газета - : №23 (756)
Читать на сайте RG.RU

Совет Федерации одобрил закон, обязывающий банки сообщать клиенту сумму комиссии за снятие наличных через банкоматы. Если его подпишет президент, то через 90 дней после опубликования банки будут обязаны информировать держателей карт предупреждающей надписью о размере комиссии на экране банкомата и в чеке.

Как правило, в кошельках россиян присутствуют "зарплатные" карты. Если такой клиент снимает деньги в "своем" банкомате (принадлежащем банку - эмитенту карты), то комиссия обычно не взимается. Но если он идет в "чужой" банкомат, с карты снимают деньги за обналичивание, причем размер комиссии клиент обычно узнает по факту, заглянув в выписку по счету. Вроде бы принятый законопроект решает эту проблему. Пришел в "свой" банкомат - снимай деньги бесплатно, в "чужой" - комиссию тебе сообщат заранее и будет время подумать - устраивает стоимость обналичивания или нет. На практике никакой конкретной информации клиент не получит.

Похоже, при подготовке этого закона депутаты забыли проконсультироваться со специалистами. Если бы посоветовались, тогда бы знали, что за обналичивание чужих карт банк - владелец банкомата денег не берет, а комиссию банка, выпустившего карту, он не знает и указать не сможет. Поэтому в лучшем случае люди увидят на экране информацию от банка-владельца, что его комиссия нулевая, а в худшем - предупреждение о том, что снятие наличных в этом банкомате может привести к дополнительным комиссиям со стороны банка-эмитента.

"Это предписание не отражает реальной ситуации на рынке. Взимание комиссии банком - владельцем банкомата с держателя карты чужого банка запрещено правилами платежных систем. То есть международные платежные системы (а их карты занимают львиную долю рынка) не разрешают банкам взимать какие-либо комиссии с "чужого" клиента при снятии наличных. Введение подобных комиссий является нарушением правил платежных систем со всеми вытекающими отсюда последствиями для банка-нарушителя. Поэтому фактически закон регулирует несуществующую проблему, - подтверждает Андрей Королев, президент Ассоциации российских членов "Европей". - Клиент, конечно, платит за снятие наличных в "чужом" банкомате, но платит своему банку-эмитенту в соответствии с договором, подписанным при выпуске карты. И известна эта комиссия только банку-эмитенту. Ее не знает платежная система, информация о ее размере не передается при совершении операции и, соответственно, не может быть выведена на дисплей банкомата для информирования клиента. Российским банкам - владельцам банкоматных сетей предлагается пойти на непонятные и никем не просчитанные затраты, доработать программное обеспечение, чтобы надпись "в нашем банкомате дополнительная комиссия не взимается" появилась на экране и в чеке. Таким образом, потребуются дополнительные инвестиции, чтобы за 90 дней реализовать процедуру информирования клиента о том, что комиссия не взимается в соответствии с правилами платежных систем, или расписаться в нарушении этих правил".

По словам Андрея Королева, только в том случае, когда деньги снимаются в "своем" банкомате, комиссия может быть выведена на экран. "Но это будет комиссия эмитента, а держатель карты обычно и так хорошо знает, сколько он платит за получение наличных в "своем" банкомате, - отмечает он. - В некоторых западных странах существует подобная законодательная норма. Но на практике она реализуется в виде напоминания на экране банкомата, информирующего о том, что операция может привести к дополнительным комиссиям со стороны банка-эмитента, и не более".

Банкиры никаких технологических трудностей в дооснащении банкоматов не видят. "Задача оповещения клиента (как "своего", так и "чужого") о дополнительных комиссиях при пользовании банкоматом не является очень сложной. Достаточно добавить в сценарий работы банкоматов два экрана: один оповещает об отсутствии комиссии (или ее размере в случае наличия), второй - экран подтверждения. Затраты на такого рода доработки минимальны, - сообщает Александр Вишняков, директор департамента карточного бизнеса и дистанционного обслуживания ЮниКредит Банка. - Отдельно стоит остановиться на идее оповещения клиента о полной стоимости транзакции (т.е. включающей в себя как комиссию банка-эквайера, так и комиссию банка-эмитента). С моей точки зрения, реализация подобного функционала чрезвычайно сложна (а может быть, и невозможна), т.к. в настоящий момент не существует механизмов онлайн-обмена информацией между банками - участниками платежных систем обо всех комиссиях, взимаемых с держателей карт".

В принципе, от принятого закона все-таки есть польза. Хотя правилами платежных систем и запрещается брать двойную комиссию с клиента, некоторые наши банки грешат этим и по сей день. Вот такие случаи теперь, похоже, будут пресечены. Иначе банку - владельцу банкомата придется прилюдно признаться в нарушении правил.

Банки