Тупик, катастрофа, бессилие. Исключительно такими эпитетами в последнее время описывают происходящее на Ближнем Востоке. Несмотря на это в понедельник в регион с трехдневным визитом отправился глава МИД России Сергей Лавров. При этом очевидно, что среди целей его поездки не только дипломатическая "сверка часов".
От переговоров не ждут прорывных договоренностей. Тем не менее все без исключения заинтересованные стороны будут с большим интересом следить за тем, что скажет российский министр по итогам встреч в Тель-Авиве, Раммале и Каире. А эксперты будут пытаться прочесть между строк: удалось ли Лаврову сдвинуть с мертвой точки, к примеру, межпалестинский диалог или убедить израильскую сторону как можно быстрее снять блокаду с сектора Газа.
На первый взгляд может показаться, что время для визита на Ближний Восток выбрано крайне неудачно. Начнем с того, что буквально за два дня до начала поездки Лаврова по региону один из лидеров ХАМАСа Абдель Азиз Дуэйк в интервью лондонской арабоязычной газете "Аль-Кудс аль-Араби" заявил, что в тупик зашли все усилия, которые в последнее время предпринимались для примирения соперничающих палестинских движений ФАТХ и ХАМАС. Это говорит об очередном переносе на неопределенный срок прямых палестино-израильских переговоров. Ведь пока на переговорах не начнет звучать единая палестинская позиция, представители израильской стороны просто не будут ничего обсуждать. С кем именно вести диалог? Этот вопрос вполне обоснованно задают в Израиле. И пока ответа не знает никто.
С другой стороны, официальный Тель-Авив явно не делает всего возможного для того, чтобы максимально приблизить день возобновления прямых палестино-израильских переговоров. О кровавом инциденте с "флотилией свободы" уже написаны тысячи статей. Однако израильская сторона до сих пор отказывается от создания международной независимой комиссии, которая бы дала однозначный ответ: насколько правомерно действовал спецназ на борту судна с гуманитарной помощью для жителей Газы. Если Израиль отказывается от расследования, считают палестинцы и их союзники, значит, есть что скрывать.
Крайне запутанной и противоречивой остается ситуация вокруг самого сектора Газа. На прошлой неделе израильская сторона торжественно объявила о практически полном снятии блокады с этого палестинского анклава. А министр обороны Израиля Эхуд Барак во время встречи в Вашингтоне с госсекретарем США Хиллари Клинтон публично подтвердил: объем гуманитарных грузов в Газу будет резко увеличен.
Однако в тот же день генеральный комиссар Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам Филиппо Гранди официально усомнился в искренности заявлений представителей израильского руководства. По его словам, ослабление режима блокады никак не ощущается.
А тут еще израильский министр национальных инфраструктур Узи Ландау объявил, что его страна готова к новой войне с Ливаном. На этот раз стороны не поделили шельфовой газовое месторождение в Левантийском бассейне. Закончившие еще в апреле работы по разведке израильские эксперты подтвердили: запасов обнаруженного газа Израилю хватит как минимум на 35 лет. Но на прошлой неделе ливанская сторона, воспользовавшись тем, что официально границы бассейна не определены, решила начать собственную добычу на шельфе. В этих условиях, казалось бы, лучше переждать момент и приехать в регион тогда, когда стороны "созреют" для начала полноценного переговорного процесса. С другой стороны, без посреднических усилий ситуация может в очередной раз перерасти в открытый вооруженный конфликт. Причем не один, а сразу несколько.
В том числе для того, чтобы избежать назревающей войны, в регион едет Сергей Лавров. И не только он. Ожидается, что на этой неделе по следам российского министра отправится спецпредставитель президента США по Ближнему Востоку Джордж Митчелл. Известно, что он готовит запланированный на 6 июля визит в Вашингтон израильского премьера Биньямина Нетаньяху.