29.06.2010 07:44
Экономика

Потребности рынка ПК в России удовлетворены всего на 10-20%

Мировые производители компьютеров присматриваются к российскому рынку
Текст:  Ян Яюанчин
Российская Бизнес-газета - : №23 (756)
Читать на сайте RG.RU

Охвативший США кризис в области информационных технологий заставляет производителей ПК обратить внимание на состояние компьютерной отрасли именно в России. Российский рынок еще очень далек от насыщения: его потребности удовлетворены всего на 10-20%, хотя за прошлый год он вырос почти на 8%.

Структура ПК-рынка в РФ в 2009 году такова: 76,4% - настольные компьютеры, 21,4% - ноутбуки, 2,2% - серверы стандартной архитектуры. Важной тенденцией стало интенсивное развитие сегмента ноутбуков в ценовой нише до $1 тыс. Сегодня производится все больше переносных и карманных компьютеров, постепенно превращаемых в универсальные IT-станции, подключенные к Интернету и способные работать в режиме онлайн. В скором времени ожидается их переход из ранга дорогостоящей продукции в более доступную и переориентация на массового покупателя.

Основными покупателями компьютеров в России остаются корпоративные заказчики. Сегодня особенно активно интересуются компьютеризацией своего бизнеса малые и средние компании. Они приобретают 80% всех проданных в стране компьютеров, хотя на европейских рынках на них приходится только 70% продаж. Главными критериями при выборе компьютера со стороны частных лиц выступают конфигурация и цена, а также мультимедийные возможности компьютера и гарантия. В отличие от частных лиц, совершающих разовые покупки, корпоративные клиенты предпочитают долгосрочное сотрудничество, включающее не только поставку техники, но и обучение работе на ней, техническое обслуживание, консультации, проектные работы и прочие услуги. Поэтому большинство из них выбирают себе в партнеры системного интегратора. Подобные требования со стороны рынка корпоративных клиентов определяют еще одну тенденцию: слияние всех высоких технологий в один суперстандарт и повышение требований к сервисному сопровождению со стороны поставщиков. Таким образом, для корпоративного клиента наиболее важны хорошее гарантийное и послегарантийное обслуживание, умеренные цены, гибкая система скидок и существенные скидки при повторном приобретении.

Рынок компьютерной техники в России в дальнейшем будет развиваться по пути, проложенному западными странами, с той лишь разницей, что производство в этой области будет осуществляться не российскими фирмами, а западными и восточными партнерами. Укрепление позиций российских компьютерных фирм возможно в отношении последующей сборки компьютеров, а также интеграции компьютерной техники в общую систему взаимосвязей на предприятии. Возможно также наращивание мощностей у российских производителей программного обеспечения.

С 2010 до 2013 года российский компьютерный рынок продолжит расти примерно на 17% в год. Вероятно, доля ноутбуков в денежном выражении окажется больше доли настольных компьютеров, хотя в количественном выражении последние будут по-прежнему удерживать лидерство. Восстановление коммерческого рынка в сочетании с улучшающимся состоянием потребительского рынка приведет к тому, что поставки компьютеров до 2013 года будут увеличиваться на двузначную величину.

Товары и цены