29.06.2010 00:47
Экономика

Информацию о воронежских объектах недвижимости разместят на региональных сайтах Росреестра

Получить информацию об объектах недвижимости поможет единая база данных
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5219)
Читать на сайте RG.RU

Какие услуги Росреестра можно получить через "единое окно"? Как ведется контроль над арбитражными управляющими?

На эти и другие вопросы на "деловом завтраке" в "РГ" ответила Инна Демидова, руководитель управления Росреестра по Воронежской области.

Российская газета: Еще недавно вы возглавляли областное управление Федеральной регистрационной службы, теперь под руководством фактически три ведомства?

Инна Демидова: Объединение Роскартографии, Роснедвижимости и Росрегистрации на уровне центральных аппаратов произошло в 2009 году. Первые две службы упразднили, создав единую - Федеральную службу госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Поэтапная реорганизация территориальных органов в Воронежской области прошла в текущем году, с 1 марта по 28 мая. К нашим старым функциям (регистрация сделок и прав на объекты недвижимости, предоставление информации из ЕГРП, контроль над СРО арбитражных управляющих) прибавились кадастровый учет объектов недвижимости, мониторинг земель, их кадастровая оценка и государственный земельный контроль, а также работы в сфере геодезии и картографии. Мы опасались, что перемены создадут напряженность: придется приостанавливать прием документов, образуются очереди. Но сотрудники Росреестра не нарушили регламент ни по срокам, ни по качеству предоставления услуг.

РГ: В чем смысл преобразований?

Демидова: Конечная цель - сделать работу службы и ее территориальных органов более быстрой и удобной для заявителей. Будет создана автоматизированная база данных об объектах недвижимости - в том числе объектах капстроительства. Любой гражданин (равно как и любое юрлицо) из любой точки страны и мира сможет через Интернет узнать о том или ином объекте комплексно: расположение, кадастровая стоимость, наличие зарегистрированных прав и обременений. В электронном виде можно будет подготовить документ, подать его, получить выписки из госреестра прав и госкадастра объектов недвижимости.

РГ: В Воронеже открыт многофункциональный центр оказания госуслуг по принципу "единого окна". Чем он полезен клиентам Росреестра и кадастровой палаты?

Демидова: Там можно подать документы на кадастровый учет и на регистрацию прав одновременно - причем одному специалисту. То есть человек приносит справку о выделении ему земельного участка с сформированными границами, и начинается взаимодействие подразделений Росреестра и палаты - остается прийти второй раз и забрать кадастровый паспорт и "зеленку".

РГ: Сельхозпроизводители жалуются: тяжело оформить землю в собственность, надо собрать невероятное количество документов…

Демидова: Поясню, в чем сложность. Первоначально закрепленные за колхозом или совхозом земельные массивы определялись как один объект недвижимости. Массив разделялся на доли, которые распределялись между работниками колхоза, - а их могло быть и 300, и 700, и полторы тысячи. 1 марта 2008 года вступил в силу закон № 221-ФЗ, который исключил понятие "единое землепользование" и установил, что земельный участок (права на который подлежат госрегистрации) должен иметь замкнутые границы. Соответственно, участком стал считаться не весь "колхозный" массив, а его составные части. Их может быть 10-20, и на каждую, как правило, распространяется долевая собственность. Владельцы участка определяются решением общего собрания. Умножаем количество дольщиков на количество земельных участков - это тысячи долей, сведения о которых надо обработать, внести в реестр и оформить в виде свидетельств… До 2005 года в нашей области права собственности на земли сельхозназначения регистрировали неактивно. Лет за семь мы зарегистрировали примерно треть земельных долей. А вот за последние три-четыре года спрос на эту услугу резко возрос, и теперь в реестр внесено порядка 60 процентов долей.

РГ: Эта тенденция - общероссийская?

Демидова: Да. Как и проблема. Ее усугубляет еще один фактор: в Воронежской области минимальный размер земельного участка, формируемого для использования в сельском хозяйстве, - 200 гектаров. Это очень высокая планка. А, допустим, в Самарской области минимум практически равен одной доле (около пяти гектаров). Там почти нет долевой собственности на землю, везде зарегистрированы права на земельные участки.

Через "единое окно" можно одновременно подать документы и на кадастровый учет, и на регистрацию прав

РГ: Что делается у нас для улучшения ситуации?

Демидова: Когда начался "бум" регистрации, в райотделах ФРС вывесили книги самозаписи. Чтобы не было разговоров, что кто-то вне очереди прошел. Но, бывает, сельхозорганизация записывается загодя и не успевает собрать документы к тому времени, когда подходит ее черед… Тут мы никого не ждем, начинаем принимать следующих по списку. По соглашению с департаментом аграрной политики иногда организуем внеплановый прием документов - не в ущерб имеющейся очередности - для крупных инвесторов, которые готовы реализовать серьезные проекты по приоритетному направлению - животноводству. Мы также сами подготовили программный продукт, чтобы конвертировать входящие документы из стандартных пользовательских программ в наш реестр прав. Предварительным набором данных занимаются не сотрудники, а заявители - и прием документов ускоряется почти вдвое.

РГ: Насколько актуален для региона вопрос перевода земель сельхозназначения или промышленности в земли под строительство?

Демидова: Не вижу, что процесс идет активно. Актуальнее вопрос целевого использования земель. Мы часто выявляем подобные нарушения, привлекаем хозяйствующих субъектов к ответственности - в виде предписаний и штрафов. Увы, это не всегда эффективно, а иных полномочий у нас нет. Нарушители прекрасно понимают, что сумма штрафа несоизмеримо мала в сравнении с выгодой, которую дает использование земли не по назначению. Здесь нужно искать более радикальные решения.

РГ: Вопрос от семьи Нечаевых из Таловского района Воронежской области: "Живем в деревне, дом построили сами в 1985 году. С нас берут имущественный налог на недвижимость, при этом свидетельства о собственности на дом нет. Насколько нам известно, налог на недвижимость физических лиц Госдума не приняла. На каком основании берут с нас этот налог?"

Демидова: Вообще вопрос в компетенции налоговой службы, я могу ответить просто как юрист. Любое физическое лицо уплачивает налог на имущество, если обладает им, например, на праве собственности. Права, возникшие до вступления в силу закона о госрегистрации (31 января 1998 года), признаются юридически действительными без госрегистрации в ЕГРП. Если дом с 1985 года состоит на учете в БТИ, то его владельцы являются правообладателями и в налоговой об этом знают.

РГ: Еще вопрос, от Антона: "В первом квартале 2009 года я приобрел квартиру в новом доме, получил свидетельство о праве собственности в УФРС и решил заплатить налог на имущество. Но в Коминтерновской районной налоговой инспекции мне сказали (в конце прошлого года и в мае этого): "Сведениями о данной квартире не располагаем, органы техинвентаризации и УФРС нам ничего не сообщали. Может быть, через год-полтора". Получается, из-за нерасторопности БТИ (а может быть, УФРС) у меня будет копиться задолженность по налогу? Что вы посоветуете?"

Демидова: Мы оперативно передаем в налоговую информацию о зарегистрированных правах или их прекращении в автоматизированном режиме каждые 10 дней, а в марте всегда дублируем информацию за предыдущий календарный год полностью. Может, какой-то сбой был технический… На моей памяти это второй такой случай. Первый был вообще скандальным: человеку начислили налог за проданное имущество, пришлось нам еще раз проинформировать об этом налоговую. Антону стоит взять свидетельство о праве собственности или выписку из реестра и представить налоговикам. Можно и нам обращение направить, чтобы вопрос решился в индивидуальном порядке - перешлем инспекторам ФНС информацию повторно.

РГ: Как складывается контроль над арбитражными управляющими? Какие санкции применяются к тем, кто недобросовестно относится к своим обязанностям?

Демидова: Эта работа идет успешно, хотя - опять же в рамках возможностей, которые нам предоставили законодатели. Мы вправе лишь составить протокол о нарушении, а к административной ответственности привлекает суд. Да, почти по каждому нашему иску суд накладывает на управляющих штрафы. Но что такое для них 2,5 тысячи рублей? Смех. Максимальная административная ответственность, предусмотренная законодательством, - дисквалификация на полгода. Несколько раз мы этого добивались, но, к сожалению, суды очень редко принимают такие решения. Не знаю, почему. Я уже и на председателя арбитражного суда области Виктора Анохина выходила… Ряд действий управляющих в рамках нашумевших дел вызывает недоумение. Были случаи, когда мы были вынуждены направлять материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел - результат рассмотрения, кстати, тоже не впечатляет.

РГ: А сколько было случаев дисквалификации?

Демидова: Шесть. Чего нам это стоило! Хвостом ходили за каждым управляющим. Нужно было зафиксировать в определенный промежуток времени неоднократные нарушения. Неоднократность - это не менее двух. Но наш арбитраж считает: минимум - три. Сейчас сложностей прибавилось: арбитражные управляющие - индивидуальные предприниматели, контролировать их можно только по согласованию с прокуратурой. Поэтому когда к нам приходит жалоба, в которой не описан конкретный состав административного правонарушения, проверить более детально мы не вправе.

РГ: Надо законы менять?

Демидова: Однозначно. И не только федеральные. Увы, законодатели иногда не успевают за развитием общества, в итоге нормативные акты противоречат друг другу. Так, арбитражных управляющих планировали сделать некими самостоятельными фигурами, не ИП, но закон об ограничении госконтроля за деятельностью малого бизнеса был одобрен быстрее. 

Экономика Воронежская область Центральная Россия