29.06.2010 07:50
В мире

В Торонто завершил свою работу саммит "большой двадцатки"

В Торонто завершил свою работу саммит "большой двадцатки"
Текст:  Константин Завражин Владимир Кузьмин
Российская газета - Федеральный выпуск: №140 (5219)
Читать на сайте RG.RU

Дмитрий Медведев завершил визит в Канаду, проведя три дня со своими коллегами по G8 и G20, и пришел к выводу, что все действующие международные институты действенны и эффективны.

Быть или не быть

В Канаде был опробован новый опыт - совмещения двух крупных международных форумов G8 и G20. Еще год назад, когда такое решение было принято, аналитики заговорили о том, что это первый шаг к растворению "большой восьмерки" в более представительной "двадцатке". Однако, судя по итогам саммитов, в обозримом будущем этого не произойдет. По крайней мере, хозяйка "следующего года" Франция устами своего президента уже заявила, что "большая восьмерка" и "большая двадцатка" соберутся по отдельности. Мало того, если раньше саммиты "двадцатки" собирались два раза в год, то пока в 2011 году запланирован один, осенний саммит. А в 2013 году, как рассказал помощник президента Аркадий Дворкович, Россия имеет все шансы принимать этот форум на своей территории.

- Не считаю, что "большая восьмерка" изжила себя как формат, - заявил на итоговой пресс-конференции российский президент Дмитрий Медведев. - Она удобна для обсуждения политических вопросов, вопросов глобальной безопасности, координации внешнеполитического курса.

 
Видео: Константин Завражин

В этих переговорах и прошли первые два дня. Лидеры стран G8 обсудили вопросы глобального управления, координацию различных институтов и их действенность. Досконально рассматривалась тема ядерной безопасности как ключевого фактора современной жизни, где, конечно же, в центре внимания остается Иран. Тем более что американская разведка распространила данные, что Тегеран обладает достаточным количеством топлива для создания атомной бомбы.

- Информация требует проверки, - осторожно отреагировал российский лидер. - Но в любом случае такие данные всегда настораживают с учетом того, что сегодня международное сообщество не признает иранскую ядерную программу прозрачной.

Российское же руководство не вполне прозрачным считает отношение отдельных партнеров к теме борьбы с наркотической угрозой. "В ряде случаев выпячиваются одни наркопотоки и зажимается восприятие других, - заявил он. - Все считают крайне опасной наркоугрозу, которая исходит из Латинской Америки, но почему-то не упоминается проблема с наркопоставками из Азии, Афганистана.

Очевидно, что эти слова российского президента в первую очередь относились к американской стороне. Но на встречу с партнерами по "восьмерке" Медведев приехал не столько, чтобы упрекать, сколько чтобы решать проблемы. Поэтому одной из инициатив российской стороны было глобальное решение проблемы наркотрафика.

Все в Сеул

Работа "двадцатки", по словам российского президента, ставила задачу определения того, в какой стадии находится мировая экономика и как должны осуществляться так называемые стратегии выхода из кризиса с учетом того, что по общему признанию началась стадия постепенного, хоть и неустойчивого оздоровления. Дискуссия шла вокруг двух подходов. Европейский основывался на необходимости бюджетной консолидации, США настаивали на продолжении государственного стимулирования роста. В итоге все-таки удалось прийти к консенсусу. "Удалось определить принципы и конкретные сроки проведения фискальной консолидации, а также в отношении групп стран выработать рекомендации по проведению структурных реформ", - сообщил президент. В тех государствах, где есть соответствующие предпосылки, уже в этом году рекомендовано завершить бюджетное стимулирование. Со следующего года всем странам неплохо было бы начать процесс сокращения бюджетного дефицита с тем, чтобы к 2013 году этот показатель снизился вдвое. К 2016 году необходимо стабилизировать или даже вывести на понижающий тренд соотношение государственного долга и ВВП страны.

Особых неожиданностей саммит "двадцатки" не принес. На форуме, как и предполагали аналитики, не была принята позиция европейских государств, настаивавших на введении банковского налога и налога на финансовые операции. Хотя это европейское желание вполне понятно: государства хотели бы компенсировать часть расходов, затраченных на спасение финансовых структур. "Введение таких налогов каждая страна должна определять для себя самостоятельно, - огласил вердикт G20 Дмитрий Медведев. - Россия не поддерживает введение единого для всех налога на финансовые операции. Введение такого налога приведет к удорожанию финансовых услуг и кредитования в целом, а значит, часть издержек переместится на граждан".

Как и ожидалось, поговорили лидеры и о вопросах реформирования международных финансовых организаций. Тем более что успешный опыт такой работы у "двадцатки" уже есть. В частности, полностью выполнено решение по увеличению капитала Всемирного банка и повышению доли развивающихся стран в институте до 47,19 процента. Теперь на очереди Международный валютный фонд, над перераспределением квот в котором решено плотно работать до ноябрьской встречи в Сеуле и там окончательно оформить решение. Во всяком случае, глава государства уверен, что это вопрос "достаточно близкого будущего".

Продолжит G20 обсуждать и мировую валютно-финансовую систему. "Нынешняя система не показывает себя абсолютно устойчивой и не отвечает глобальным требованиям", - отметил президент, предлагая вспомнить, как раньше лихорадило доллар, а теперь его примеру последовал и евро. Впрочем, смысла устанавливать конкретные сроки создания новой валютной системы Дмитрий Медведев не видит: "Надо посмотреть, что будет получаться. Но сейчас уже ни у кого эта идея не вызывает отторжения". Хотя, как сообщил Аркадий Дворкович, "двадцатка" не обсуждала вопрос об использовании рубля в качестве резервной валюты.

Свежую идею, возникшую в связи с экологической катастрофой в Мексиканском заливе, Дмитрий Медведев предложил коллегам, обсуждая вопросы энергетики. Она касается создания международного механизма по предотвращению и ликвидации последствий катастроф через создание в том числе фонда страхования экологических рисков. "Есть проблема политическая, проблема правовая - отсутствует полноценная конвенционная база, - отметил президент. - Существуют отдельные конвенции, но они затрагивают отдельные элементы, но такого глобального видения не несут". Поэтому имеет смысл создать новую международную правовую базу по этому вопросу. Чтобы не быть голословной, Россия готова подать пример и внести в парламент законопроект о защите морской среды от загрязнений.

Экспертам "двадцатки" же пока что поручено к Сеулу проработать вопрос, изучив не только возможность отчислений из прибыли крупнейших международных компаний, которые будут направляться в специализированный фонд, но и страхование рисков.

Подводя итог саммиту "двадцатки", Дмитрий Медведев еще раз обратил внимание на изменившуюся атмосферу. От паники 2008 года, когда форум был созван впервые, сегодня практически ничего не осталось. Сейчас, например, канцлер Германии и премьер-министр Великобритании могут спокойно покинуть сессию саммита, чтобы вместе посмотреть, как их национальные сборные по футболу играют между собой на чемпионате мира в ЮАР. "Не видеть этого нельзя, и настроение на саммите было другое, - заявил глава государства. - Что сказалось и на работе над коммюнике - раньше споров над отдельными формулировками было больше".

Впрочем, Аркадий Дворкович более сдержанно оценил этот саммит: "Нынешний саммит был промежуточный, чтобы проверить, что сделано, и придать импульс дальнейшей работе. По большей части вопросов, которые стояли на повестке дня этого саммита, лидеры договорились. По вопросам же, сроки решения которых были запланированы к ноябрьскому саммиту в Сеуле, согласия не достигнуто".

Кстати

Дмитрий Медведев прокомментировал предварительные итоги состоявшегося в Киргизии референдума, который, по задумке временного правительства страны, призван создать условия для формирования новой системы государственного устройства республики. Заметив, что это внутреннее дело Киргизии, Медведев высказал сомнения, что при нынешней недостаточной легитимности власти в этой стране возможен сценарий парламентской республики. Президент задался вопросом: "Не превратится ли это в череду бесконечных проблем, перетасовок в парламенте, не приведет ли это к бесконтрольному переходу власти от одних политических сил к другим и, в конечном счете, не будет ли это способствовать приходу к власти сил, которые имеют экстремистскую направленность?" Он подчеркнул, что "в нынешнем состоянии у Киргизии существует целый набор возможностей, включая самую неприятную - вплоть до распада государства". По его мнению, "чтобы предотвратить такой сценарий, требуется сильная, хорошо организованная власть, учитывая исторические реалии и волю народа".

Канада Внешняя политика Макроэкономика