30.06.2010 07:30
Власть

Башкирские чиновники попали под подозрение прокуратуры

Республиканские чиновники продолжают испытывать закон на прочность
Текст:  Александр Сидреев
Российская газета - Федеральный выпуск: №141 (5220)
Читать на сайте RG.RU

Республика Башкортостан обещает стать ареной крупнейших коррупционных скандалов, связанных с государственной собственностью. Действия местного руководства уже попали в зону особого внимания ревизионных и правоохранительных органов.

Башкирские власти будто бы задались целью создать в республике "полигон" для отработки экономических схем разной степени серости. Под "серостью" в данном случае понимается не отсутствие изобретательности (идеи относительно присвоения имущества бьют у башкирских чиновников ключом), а весьма условная законность, а то и полная незаконность совершаемых операций.

Яркий пример - строительство Юмагузинского водохранилища. Решение о нем было принято правительством Башкирии еще в 1999 году - несмотря на протесты экологов, затопление сельскохозяйственных земель и тот факт, что с инвестиционной точки зрения проект изначально являлся непривлекательным. Проще говоря - убыточным.

Как водится, сколько ни вкладывали, но на завершение строительства денег в бюджете не хватило. И башкирские чиновники поступили просто: заставили целый ряд предприятий республики, большинство из которых частные, "скинуться" и отдать на долгострой в общей сложности 8 миллиардов рублей. Юмагузинское водохранилище строилось для одноименной ГЭС, которая должна производить электроэнергию. Но доли в генерирующих мощностях башкирские предприятия, "добровольно-принудительно" поддержавшие материально родное правительство, не получили. В 2006 году немедленно после завершения строительства Юмагузинская ГЭС была выведена из состава ООО "Юмагузинское водохранилище" и передана на баланс ОАО "Башкирэнерго", которое в то время контролировал Урал Рахимов, сын бессменного президента РБ Муртазы Рахимова. А невольным "дольщикам" досталось все то, что не приносит доход и "генерирует" только убытки - обслуживание водохранилища.

Не стоит думать, что креатив башкирских чиновников тем и ограничился. Распродав оставшуюся собственность (потому что реально убыточные объекты никому были не нужны), башкирские чиновники предъявили федеральному бюджету счет на возмещение НДС, так как любая коммерческая организация, уплатившая НДС в составе затрат, связанных со строительством производственных объектов, имеет право на возврат налога из бюджета. Федеральному бюджету Юмагузинским водохранилищем был предъявлен счет на 1 млрд рублей. Напомним, единственный ценный актив - ГЭС - был у этого предприятия отобран в пользу компании Урала Рахимова.

Федеральная налоговая служба, несмотря на колоссальное давление со стороны республиканских властей, провела выездную проверку ООО "Юмагузинское водохранилище". Факт незаконного возмещения НДС, как говорится в отчете комиссии, "достоверно установлен". 3 июня этого года Управление ФНС России по Республике Башкортостан приняло решение о взыскании с ООО "Юмагузинское водохранилище" 968 млн рублей, незаконно полученных из федерального бюджета.

Идейным вдохновителем и организатором схемы отъема средств у государства и частных предприятий был, как считает следствие, Раиль Сарбаев, правая рука Муртазы Рахимова, занимавший тогда пост министра имущественных отношений РБ. Его роль в этой афере, как и роли других персонажей башкирского чиновничества, обещает конкретизировать прокуратура: по факту мошенничества возбуждено уголовное дело.

Похоже, история с водохранилищем станет звеном в целой цепи подобных дел. Сейчас МВД Республики Башкортостан проводит проверку ГУП "Управление малоэтажным строительством", а именно тех эпизодов, которые касаются реализации этим госпредприятием программы "Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан "Свой дом".

В соответствии с программой малообеспеченным жителям республики должны выделяться земельные участки и субсидии на строительство домов. Они и выделяются - только не малообеспеченным, а тем, кому указывают башкирские чиновники. Проверка, проводимая МВД, показала, что более 70 получателей субсидий имеют собственное - в основном очень неплохое - жилье.

Самое интересное, опять же, в креативе башкирского руководства. Как, по идее, должны распределяться земельные участки и субсидии на строительство? В СМИ публикуется информация, принимаются заявки, земельные участки оформляются в собственность граждан, и им в привязке к этим участкам государство выделяет деньги, требуя отчета в том, что деньги потрачены именно на строительство.

Руководство ГУП "Малоэтажное строительство", в общем, так и поступило. Только в обратной последовательности. Сначала в соответствии со списком, который, как говорят в республике, утверждал лично Муртаза Рахимов, были выделены участки и субсидии. Затем - построены дома. И только после этого в одной из самых малотиражных газет Уфы появлялось ма-аленькое объявление о том, что малоимущие граждане могут улучшить свои жилищные условия с помощью государственной программы. На случай, если газета кому-то все же попадалась на глаза и заявитель был слишком настойчив, чиновники, чтобы не поднимался скандал, оставляли несколько свободных участков. А завершающим этапом процесса было оформление участков в собственность "нуждающихся": защитная мера на тот случай, если кто-то начнет "копать".

Но защитные меры не помогли. Идет к тому, что после проверки МВД многим "нуждающимся" придется как минимум вернуть государству незаконно полученные субсидии. Организаторы такой схемы также известны - ниточки тянутся во дворец башкирского президента. Ответят ли они перед законом - вопрос усердия следователей и влияния Муртазы Рахимова.

Такая самобытная жилищная политика башкирских властей, помимо ожидаемых уголовных дел, приводит и к неожиданным результатам. На днях стало известно, что заявление в прокуратуру с просьбой проверить законность действий президента Башкирии Муртазы Рахимова написал ветеран Великой Отечественной Николай Ивко.

88-летний пенсионер поверил президенту республики, когда тот с экрана телевизора неоднократно пообещал, что к минувшему юбилейному Дню Победы, как об этом распорядился президент России Дмитрий Медведев, все башкирские ветераны получат квартиры. Фронтовик, прошедший всю войну, не дождался ключей ни до Дня Победы, ни после него. В администрации президента РБ на его вопросы ничего внятного ответить не смогли. Тогда ветеран и написал заявление в прокуратуру республики. В Уголовном кодексе, конечно, нет статьи за невыполнение обещаний. Однако, как заявил один из башкирских оппозиционеров, "семья Рахимовых могла бы за собственные средства купить квартиры всем ветеранам - причем на ее благосостоянии это практически никак бы не сказалось".

Действительно, башкирские власти (а значит, и "семья") считают своей собственностью все, что расположено на территории республики. Нефтедобывающий и нефтехимический комплексы Башкирии давно находятся под контролем Рахимовых. Теперь, когда подконтрольных местным властям предприятий почти не осталось, дело дошло до федеральной собственности.

Так, правоохранительным органам еще предстоит разобраться в приватизации ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО). В результате сложной финансовой схемы (ее описание заняло бы целую газетную полосу) промышленная компания федерального уровня была за бесценок передана в фактически частные руки. Эта афера была проведена по инициативе правительства РБ, манипулировавшего государственным пакетом акций предприятия, как шулер карточной колодой. Были выпущены соответствующие постановления, проведен фиктивный аукцион, результатом которого стал вполне рейдерский передел собственности, причем для выкупа акций и проведения допэмиссии использовались деньги, по сути украденные у государства. Известно, что одним из главных инструментов в арсенале рейдеров являются коррупционные связи в чиновничьих кругах. В Уфе задача упростилась, поскольку сами чиновники плюс гендиректор предприятия Юрий Пустовгаров и выступали в роли рейдеров. Ключевым звеном в цепочке являлся все тот же Раиль Сарбаев - правая рука и "кошелек" семьи Рахимовых.

В итоге государство не только потеряло более полутора миллиардов рублей, но и контроль над крупным производственным объединением. Завершающим аккордом аферы стало объединение УМПО с другим крупным предприятием - НПО "Сатурн" путем обмена акциями. Тем самым увеличилась капитализация обеих компаний, системообразующих в отрасли. И теперь они стали лакомым кусочком для продажи. Например "Рособоронэкспорту". Прибыль от такой сделки, разумеется, получит не государство.

Если вспомнить все публикации о собственности, которая окольными путями попала в руки семьи Рахимовых - одна из популярных программ НТВ на днях назвала их "загребущими", - невольно напрашивается мысль о переименовании уральской республики в ЗАО "Башкортостан", где мажоритарными акционерами являются Муртаза и Урал Рахимовы, а миноритариями - их приближенные. Только вот такой формы регионально-государственного устройства Конституция России, к счастью, не предусматривает.

Регионы Башкортостан