Модельный бизнес донской столицы, испытав все сложности кризисного периода, постепенно возрождается.
Терпеть и работать
Экономические неурядицы привели к тому, что больше трети агентств, занимающихся индустрией красоты, в прошлом году вынуждены были закрыться. Однако в настоящее время спрос на их услуги возрастает.
Сейчас на донском рынке работают чуть больше двух десятков модельных агентств и театров мод. Сорок процентов организаций не выдержали падения спроса. Такова ситуация не только в Ростовской области, но и в других регионах.
- В прошлом году я вынуждена была закрыть свой театр моды, - рассказала Ирина Чуварян. - Число рекламных проектов сократилось до такой степени, что предприятие перестало быть самоокупаемым. Однако в этом году театр моды снова открылся - нашлось помещение, подобрался коллектив преподавателей.
- Кризис расставил все на свои места, - считает коммерческий директор одного из модельных агентств Михаил Степура. - На плаву остались организации с большим опытом работы в данной сфере, с устойчивой репутацией. Выстояли те, кто смог перетерпеть спад.
По словам экспертов, доходность бизнеса в период кризиса упала как минимум в два-три раза. Причина не в том, что агентства стали хуже работать. Большинство заказчиков, а это крупные предприятия, сократили непроизводственные расходы, свернули имиджевые проекты, стали меньше тратить на рекламу и продвижение. В результате резко снизились обороты модельных агентств.
Основной источник доходов таких фирм - наружная реклама. Фотографии красивых, профессионально подготовленных девушек и юношей, которых готовят агентства, способны украсить любой рекламный модуль. На втором месте по прибыльности идет фотосъемка моделей для рекламы различных брендов в глянцевых журналах. Далее фэшн-индустрия: шоу-рум, показы на подиумах, презентации. В самом конце списка находятся представительские услуги, когда модели участвую в корпоративных мероприятиях и церемониях.
Подиум для профи
- Некоторые думают, что для работы и успешной карьеры в модельном агентстве достаточно обладать броской внешностью и соответствовать пресловутым параметрам 90-60-90, - говорит Михаил Степура. - Это ошибочное мнение. Надо пройти хорошую школу, знать законы шоу-бизнеса, уметь, что называется, подать себя в выгодном свете. Все это приобретается в течение сложных многомесячных тренингов и занятий. Крупные агентства затрачивают на обучение модели серьезные средства, иначе хорошего результата достичь невозможно.
В имиджевых школах обучаются в основном те, кто может позволить себе совмещать учебу в вузе с освоением профессии модели. Средняя стоимость обучения в таких школах колеблется в пределах от двух до трех тысяч рублей в месяц. Всего курс длится, как правило, от четырех до шести месяцев.
За это время ребята успевают освоить базисные навыки хореографии, дефиле, макияжа, умения держаться на подиуме. В некоторых агентствах модельные школы уже превратились в своего рода "академии благородный девиц", где учат не только хорошим манерам, но и иностранным языкам, актерскому мастерству и истории моды. Самые способные ученицы получают возможность работать в агентстве.
- В регионах существовать на заработки модели невозможно, - рассказывает практикующая модель Эвелина. - Того, что мы получаем, хватает лишь на карманные расходы. Рабочий день модели у нас стоит от одной до полутора тысяч рублей. В Москве зарабатывают чуть больше. Но все же основные заработки - за границей, а туда попадают единицы. К моделям предъявляются очень высокие требования, никто не хочет работать с "полуфабрикатом", даже самые крупные фирмы не желают доводить до нужной кондиции неопытную модель, как бы она ни была красива.
Большинство девушек осознают, что школа моделей дает возможность для личного развития, но серьезно заработать не получится. Поэтому модели получают высшее образование в ростовских вузах, не питая особых надеж стать когда-нибудь знаменитыми, как Клаудиа Шиффер.
Красивый демпинг
Сейчас многие агентства вынуждены демпинговать, предлагая свои услуги по заниженным ценам. В результате на рынке появляется масса плохо обученных моделей, которые с трудом ходят по подиуму. Некоторые готовы блистать бесплатно, только бы показать себя. Это серьезно подрывает авторитет и имидж отрасли в целом. В 2009 году постановочное шоу, которое готовили профессиональный режиссер, осветители, звукооператоры и от десяти до пятнадцати моделей, обходилось заказчику в сумму около 70 тысяч. До кризиса за такой комплект услуг надо было заплатить в два раза больше.
- Кризис вызвал к жизни несколько экзотические варианты существования агентств и модельных школ, - рассказал PR-директор Павел Умнов. - Некоторые из них возникают лишь на период реализации какого-либо проекта, а затем закрываются. Бывают случаи, когда агентство служит лишь для прикрытия другой, не всегда безупречной с точки зрения закона, деятельности.
Крупные модельные агентства освоили различные направления этого бизнеса: организуют конкурсы красоты, занимаются с детьми, готовят девушек для работы за границей. Такая многопрофильность бизнеса и помогла выстоять в сложный период. Весной началось оживление рынка. По сравнению с прошлым годом рентабельность модельного бизнеса выросла на 10 процентов.
- Крупные компании вновь стали тратить средства на рекламу, - говорит Михаил Степура. - Сейчас сложно прогнозировать, когда мы сможем вернуться к докризисным объемам, но то, что спад уже позади, совершенно ясно.