30.06.2010 00:49
Экономика

На курортах Краснодарского края ужесточат контроль за сдачей жилья отдыхающим

На Кубани планируют увеличить доходы бюджета от курортной отрасли, ужесточив борьбу с нелегальными квартиросдатчиками
Текст:  Екатерина Ковалевская (Краснодар)
Российская газета - Экономика Юга России: №141 (5220)
Читать на сайте RG.RU

В нынешнем сезоне на курорты Краснодарского края, как ожидается, приедет на полтора миллиона отдыхающих больше, чем в прошлом году.

На Кубани работает более 22 тысяч предприятий и частников, которые занимаются размещением курортников. Примерно десятая часть из них - крупные санатории, гостиницы и базы отдыха, и именно они являются основными плательщиками налогов. А почти 20 тысяч принимающих - гостевые дома или частное жилье. Здесь всегда возникала проблема со сбором налогов, которая так и не решена.

В прошлом году курортная сфера принесла в консолидированный бюджет края около пяти миллиардов рублей. В нынешнем году эту цифру планируют увеличить на 8-10 процентов, в том числе ужесточив борьбу с нелегальными квартиросдатчиками.

- По статистике мы видим в 2009-м в крае снижение числа "организованных" отдыхающих примерно на 18 процентов (на 800 тысяч человек) больше, чем за предыдущий год, - рассказал председатель комитета по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма Законодательного собрания Кубани Михаил Миленин. - И это нашло отражение в налоговых поступлениях от курортной отрасли в консолидированный бюджет края - 96 процентов к уровню 2008 года. Притом что в предыдущем году рост был 160 процентов. И хотя по статистике число отдыхавших в частном секторе возросло, собираемость налогов здесь снизились еще больше, а общая их доля составляет три-пять процентов. Причина в том, что слишком много лазеек в нашем правовом и налоговом законодательстве. Кроме того, существует запрет на проверки малого бизнеса. Сегодня гражданин России может проживать без регистрации 90 суток, а квартиросдатчик - платить налоги в конце сезона. Понятно, что это никак не стимулирует ответственность последних.

Кубанские парламентарии уже обратились в Госдуму с законодательной инициативой о внесении изменений в соответствующие главы Налогового кодекса.

В том, что курортники (а их в прошлом году приехало в край около 13 миллионов) все чаще выбирают частный сектор, нет ничего удивительного. Цены здесь по сравнению даже с обычным стандартным номером в гостинице разняться в пять-десять раз.

- Данные социологов показывают, что и в этом году половина россиян не сможет позволить себе поехать на отдых. Значит, между российскими и зарубежными курортами вырастет конкуренция за тех, кто все таки захочет отправиться куда-нибудь в отпуск, - продолжает Миленин. - В прошлом году правительства Турции, Египта, Испании, Греции приняли меры по поддержке своих курортов. В результате уже весной эти государства предложили демпинговые цены, субсидировали авиачартеры. Только за счет этого можно снижать цены на зарубежные курорты на 10-15 процентов. А как у нас? Сейчас стоимость проезда на наши курорты в среднем достигает половины всех расходов на отдых.

Основные курортные города края - Сочи, Геленджик, Анапа уже открыли сезон. Главной новинкой по праву считается построенный "с нуля" аэропорт в Геленджике. Сначала здесь планируется осуществлять около 60 рейсов в неделю. Ежедневно семь-девять самолетов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Сургута будут привозить на курорт до 1500 человек. Сейчас ведется работа по открытию других направлений: Нижневартовск, Тюмень, Екатеринбург.

Отдыхающие выбирают частный сектор, поскольку цены здесь в 5-10 раз ниже, чем в гостиницах

- Для края этот аэропорт стал пятым, - отмечает губернатор Кубани Александр Ткачев. - Мы уже прорабатываем с министром обороны вопрос по поводу военного аэропорта в Туапсинском районе, чтобы он смог принимать и гражданские самолеты.

Безопасность по-прежнему главная тема, когда заходит речь об организации отдыха на Азовском и Черноморском побережье. Кубанские депутаты приняли закон, положивший конец бесконтрольным туристским и экскурсионным перевозкам на курортах Краснодарского края. Местные фирмы больше не смогут сами придумывать маршруты. Решение об их открытии или закрытии принимает специальная структура муниципальной или краевой власти, которая утверждает паспорт маршрута со схемой опасных участков и сведениями о трассе.

- Закон принимается, чтобы, в первую очередь, обеспечить безопасность туристов, - рассказал корреспонденту "РГ" председатель комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи ЗСК Валерий Науменко. - Черноморское побережье - самая проблемная зона. Здесь осуществляется большое количество туристских и экскурсионных перевозок, а куда увезли группу людей, непонятно. Теперь перевозчик обязан заключить договоры с аварийно-спасательной службой и уведомлять ее о сроках, маршруте, количестве туристов. Назначается контрольное время возвращения транспортных средств, в случае двухчасовой задержки автобуса перевозчик должен принять меры по его нахождению и вызвать спасателей.

Руководство Кубани обратилось к федеральному центру с предложением ограничить на курортах движение грузового транспорта, чтобы фуры перемещались по территории региона только ночью. Пока же курортные города и районы вводят ограничения на муниципальных дорогах.

- Дополнительно из других регионов к нам приедут 500 сотрудников милиции для охраны общественного порядка, - сообщил начальник Главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю Сергей Кучерук.

Кроме того, в крае вводится новый стандарт такси. У официальных перевозчиков появится единая форма и бейджи, так что теперь их можно будет сразу отличить от нелегалов.

Между тем

В Волгоградской области проводится проверка технического состояния пляжей. Из-за плохого качества воды Роспотребнадзор отказался выдавать разрешения на использование некоторых водоемов в целях купания. Всего в области зарегистрировано 55 пляжей.

Туризм Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ