Опубликованные "РГ" нормативы допустимых квот зверя и птицы для охоты и порядок выдачи разрешений на их добычу существенно меняют жизнь миллионов охотников.
За мясом
Цель всех законодательных изменений - привлечь в охотхозяйства инвестиции. По логике инициаторов охотничьей реформы деньги придут только туда, где бизнес почувствует себя настоящим хозяином. Новое законодательство, инициированное минприроды, предполагает, что большая часть - до 80 процентов - угодий перейдет в аренду. Но максимально прозрачно: на открытых аукционах. Согласно ожиданиям это преобразит российские угодья: зверя и птицы станет больше, а браконьеров вообще изведут как класс.
Об эффективности реформ говорить пока рано, но уже налицо взрыв страстей. Не все охотники, которых в стране три с половиной миллиона душ, одобряют нововведения. Особо много эмоций вызвала норма общедоступных охотничьих угодий. Цифра "не менее 20 процентов" взбудоражила народ. Часть охотников считает, что это недопустимо мало. Самые активные протестуют и даже собирают подписи под обращением к президенту.
Впрочем, раздаются и иные голоса: оппоненты разгневанных напоминают, что сегодня есть регионы, где общедоступных угодий не сыскать, и теперь власти по закону обязаны их охотникам предоставить.
Естественно, что в общедоступных угодьях жизненно заинтересованы прежде всего стрелки из числа небогатых граждан. Они считают, что природные богатства нам даны по праву рождения и отдавать свою страсть на откуп коммерсантам просто несправедливо. Да и настоящая охота имеет очень мало общего с новорусскими пострелушками по прикормленным кабанам с вышки по цене 25-40 тысяч рублей за выстрел.
Дело не только в том, что из серьезного мужского ремесла делают шоу. Откуда такие безумные цены?!
Впрочем, вопрос риторический. Очевидно, что для одних охота - увлечение, сродни экстремальным видам спорта. Приятно похвастаться в кругу друзей и деловых партнеров фотографиями: ты на снимках весь такой из себя крутой мачо, в камуфляже, с винтовкой на фоне окровавленных трофеев.
А для миллионов граждан, прежде всего для охотников из глубинки, лес - это что-то вроде мясной лавки, относительно доступной. Купить свинью в мясном отделе супермаркета не всем по карману.
Особое мнение у представителей охотхозяйств. "Не надо сравнивать выращивание животных на фермах и в условиях дикой природы", - горячатся арендаторы охотугодий. Кроме затрат для подкормки тех же копытных, нужно создавать охотинфраструктуру. А егерям требуются внедорожники, связь, спецодежда. Все это в итоге выливается в такую копеечку, что и нынешние цены на охоту - еще не запредельные.
Получается парадоксальная картина: охотники платят за свою страсть дурные деньги. Но при этом по стране стон: ни у кого ни на что не хватает - ни на восполнение поголовья зверья и птицы, ни на их охрану от браконьеров.
Можно спорить о частностях, но трудно не согласиться с главным постулатом ведомства Юрия Трутнева: так продолжаться не может, нужны внятные и прозрачные правила игры.
По закону
В отличие от самого закона об охоте, нынешние подзаконные акты охотсообществом встречены большей частью одобрительно. "Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов" здорово ограничивает барство чиновников и менеджеров охотхозяйств. Охотник уплачивает сборы и пошлины, заполняет специальную форму бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов (бланк также опубликован в "РГ". С полным текстом документов можно ознакомиться в N 5217 от 25 июня 2010 г., и на сайте "РГ") и при условии соблюдения установленных требований получает разрешение.
Так, согласно статье 15-й, разрешение должно быть оформлено и выдано "При личном представлении заявления в течение 1 рабочего дня, а при получении заявления по почте в течение 5 рабочих дней".
Писанины, правда, предстоит немало. Кроме фамилии и необходимых реквизитов, надо указать данные охотничьего билета, вид охоты, сведения о добываемом зверье или птице, их количестве, сроках и местах охоты. Но именно из-за того, что все в письменном виде, любой произвол чреват вызовом виновного в суд. Вряд ли ему это надо.
Наконец, сами нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов - тоже позитивное новшество.
На вепря без "Вепря"
В охотничьих реформах есть и весьма скользкие моменты. Например, руководство минприроды вынашивает планы расширения полномочий егерей и инспекторов, работающих у коммерсантов, по досмотру и изъятию оружия у браконьеров. Точнее - у тех охотников, которых они сочтут браконьерами.
Понятно, что фирма, выиграв конкурс на аренду охотничьих угодий и вложив в их обустройство определенные средства, будет жестко защищать активы от непрошеных гостей. Проблема налицо, и какие-то полномочия лесным секьюрити предоставить, видимо, надо. Но подведомственными документами тут ничего не решить, надо привлекать федерального законодателя. Иначе дело дойдет до схваток и перестрелок.
А еще руководители минприроды объявили войну "боевому армейскому оружию". И обещают добиться его запрета на охоте.
Строго говоря, никакого легального "боевого" оружия у населения России нет и быть не может. Видимо, защитники природы хотят запретить гражданские винтовки и карабины, которые в своей прежней жизни использовались армией.
Действительно, существуют охотничьи версии военных винтовок и карабинов Мосина, самозарядные карабины Симонова (СКС) и германского Маузера К98К. Это оружие прошло своего рода обряд "конверсии": их лишили штыков. Также на рынке есть "Вепри", "Тигры" и семейство карабинов "Сайга" - гражданские версии армейских винтовок, автоматов и даже пулемета.
Продавались и покупались эти винтовки и карабины совершенно законно. И вообще, оружие - не носки, человек его приобретает на десятилетия, исходя из своих пристрастий и финансовых возможностей. А некоторые - так на всю жизнь. Поэтому не лучшая эта идея: призывая охотников, образно говоря, играть по правилам, с параноидальной хаотичностью регулярно менять правила.
Кстати, история повторяется: в начале 90-х в охотничьих магазинах обладатели упомянутых СКС свободно приобретали 7,62-мм патроны с армейских складов. Сегодня для нарезного оружия можно использовать только гражданские боеприпасы. И наличие пары "старых" армейских патронов в подсумке может привести обладателя на скамью подсудимых...
Советы начинающему
- Возьмите с собой ружье. Ружье - это такой продолговатый предмет, который при нажатии на крючочек делает большой "бам!".
- Возьмите патроны - ружье без них стреляет только на сцене.
- Возьмите карту. Посмотрите, соответствует ли она местности. Если не соответствует - смените местность.
- Возьмите с собой что-нибудь чужое: если вдруг заблудитесь - вас непременно отыщут. Либо хозяин чужого, либо милиция.
Источник: oboxote.com
По звуку
Звуки после выстрела весьма информативны:
- Крики громкие, перемежающиеся ругательствами, если вы попали в егеря, грибника или другого охотника.
- Крики громкие, радостные, если вы попали в жену или тещу егеря, грибника или другого охотника.
- Крики жалобные, подвывающие, если попали в собственную собаку.
- Крики низкие, хриплые, если отшибли рога у лося.
- Крики частые, отрывистые, переходящие в заунывные, если попали в ездового оленя.
- Истошный рев, если попали в улей перед носом у медведя.
Приметы
- Если животное летает, это, скорее всего, птица. А если только бегает, то это, скорее всего, зверь.
- Если животное не летает и не бегает, а привязано за веревку - это, скорее всего, домашнее животное. Охота на них не запрещена, но чревата многими неприятностями.
- Если животное бегает и при этом имеет крылья - посмотрите, нет ли поблизости жилья, тогда это курица.
- Если животных много и все они мычат - не торопитесь стрелять, вы можете попасть в пастуха.
- Если из кустов раздается протяжное "бе-е-е...", то в кустах может быть коза, а может - и вышедший на ее поиски хозяин.