01.07.2010 07:50
Власть

Станислав Вавилов: Очень не хочется того политического "бардака", который был в недалеком прошлом

Материалы Юридической недели подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №143 (5222)
Читать на сайте RG.RU

В механизме демократического формирования власти ключевая роль принадлежит выборам. О значимости и тайных пружинах этого механизма ведут речь член президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский и заместитель председателя Центральной избирательной комиссии РФ Станислав Вавилов.

Михаил Барщевский: Почему, с вашей точки зрения, россияне потеряли интерес к выборам?

Станислав Вавилов: Давайте разберемся, что вы имеете в виду. Если это выборы депутатов Госдумы или тем более президента РФ, то у россиян к ним повышенный интерес. На региональных выборах в законодательные, представительные органы власти или в органы местного самоуправления процент явки избирателей действительно отличается от федерального уровня. Но, кстати говоря, бывает и не меньше.

Барщевский: Давайте изменим вопрос. Почему интеллигенция, бизнес, предприниматели - элита общества - потеряла интерес к выборам?

Вавилов: А по-моему, именно эта часть россиян как раз наиболее активно участвует в избирательном процессе. Для явки избирателей необходимо несколько составляющих. Нужно максимально четко довести до граждан, когда, где и какие будут выборы, кто кандидаты, от каких политических партий. Это задача избирательных комиссий. Сегодня в России активно идет процесс становления партийной политической системы. И явка - это не только и не столько задача избирательных комиссий, а скорее соревнование программ и стратегий партий, тех кандидатов, которые выходят со своими инициативами. Они заинтересованы в высокой явке, ведь это вопросы политической легитимности. Но последнее слово остается за избирателями. Они пойдут на выборы, если их духу, настроению, убеждениям соответствуют программы кандидатов или политических партий. Хотя возможно, что на фоне политической стабильности некоторая часть общества теряет интерес к выборам. Это происходит не только в России.

Барщевский: Вы правы. Но я бы добавил еще одно: нет интриги.

Вавилов: Интрига, безусловно, привлекает. Вместе с тем для политики и избирательного процесса, на мой взгляд, больше подходят слова: предсказуемость, стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Это скучно, но зато правильно.

Вскрытие покажет

Барщевский: Я считаю, что во всех цивилизованных странах выборы - это выброс пара из общества. Это не столько выбор политического или экономического курса страны, сколько некая интрига, зачастую мнимая, но хорошо организованная. Выборы устраиваются громкие, народ доволен, и пар обычно выходит. Вы согласны с подходом к выборам как механизму выпуска пара?

Вавилов: К сожалению или к счастью, в мире ничего другого не изобретено. Выборы были, есть и будут. У них многовековая история. Но выборы - это все же еще и демократический механизм формирования власти. Именно поэтому они в какой-то степени действительно способствуют снижению напряжения, которое накапливается в обществе.

Барщевский: Разве отсюда не следует предположить, что отсутствие интриги, когда результат известен заранее, ведет, с одной стороны, к тому, что люди думающие не ходят на выборы, а с другой - напряжение не снижается, как вы выразились, а только усиливается?

Вавилов: И да, и нет. Интригой обычно считается ситуация, когда до самого последнего момента, до вскрытия избирательных урн и подсчета бюллетеней неизвестно, кто станет победителем. Но результат, как правило, прогнозируется: социологи ведут мониторинг и проводят опросы exit pool. Прогнозы оценивают аналитики, комментируют журналисты. В результате предпочтение предварительно уже отдается тому или иному кандидату. А бывает и так, что интриги нет, результат же прямо противоположный.

Барщевский: Согласен, выборы в Иркутске и Братске выявили совсем непрогнозируемое настроение избирателей. В последнее время раздаются призывы к возврату выборов по одномандатным округам или смешанной системе. Каково ваше отношение к этим предложениям?

Вавилов: Что касается меня как избирателя и эксперта, то я отдаю предпочтение пропорциональной системе. Это мое личное убеждение. Очень не хочется того политического "бардака", который был в недалеком прошлом.

Барщевский: Правильно ли я понимаю, что чем больше людей участвует в выборах, тем меньше возможностей для фальсификации результатов?

Вавилов: Фальсификация выборов - звучит очень громко. Процедура выборов состоит из нескольких этапов: составляют списки избирателей, регистрируют кандидатов, проводят голосование, подсчитывают голоса. Каждый этап - под тщательным наблюдением. Например, за федеральными выборами наблюдают от 1,5 до 2 млн человек. Это и члены комиссий всех уровней, кандидаты, их штабы и наблюдатели. Тем не менее нарушения на отдельных участках есть, мы это не скрываем и всеми силами пытаемся пресекать.

Барщевский: Как часто возбуждаются уголовные дела по фальсификации результатов голосования?

Вавилов: Такие факты есть. Они единичные, но благодаря СМИ широко известны.

Барщевский: До суда доходят?

Вавилов: Да, и выносятся в том числе обвинительные приговоры.

Голосуй - или потеряешь

Барщевский: Как вы сформулируете, что такое административный ресурс при проведении выборов?

Вавилов: Административный ресурс - явление действительно своеобразное, но, скорее, этическое. Вроде есть, а документально подтвердить или опровергнуть очень сложно. Понятно, что, если у одного кандидата ресурсы большие, чем у других, он в пылу соревнования постарается ими воспользоваться. Конечно, использование административного ресурса свидетельствует об уровне политической культуры кандидатов. Каждый конкретный случай нужно рассматривать индивидуально.

Барщевский: Недавно прошли муниципальные выборы. Я не поленился, посмотрел, кто сколько раз появляется на центральных телеканалах. За две недели до выборов из эфира исчезла "Справедливая Россия", коммунистов стало в два раза меньше, чем обычно, зато "единороссов" на экране...

Вавилов: Сейчас действующее законодательство изменилось. В соответствии с принятыми изменениями партии имеют равный доступ к средствам массовой информации. Ежемесячно ЦИК РФ подводит итоги мониторинга эфирного времени парламентских партий. Если в текущем месяце, допустим, у одной из партий было на 4 минуты 49 секунд меньше, в следующие месяцы этот дефицит компенсируется до секунды. По отзывам политических партий, это неплохо срабатывает.

Барщевский: А вы никогда не слышали, что к губернатору вызывают директоров школ, главврачей больниц и говорят, если у них будет меньше такого-то процента, потеряете работу?

Вавилов: Слышал.

Барщевский: К вам официально с такими вопросами никто не обращался?

Вавилов: К нам поступают жалобы, в том числе и по этому поводу. Но когда начинаем проверять, выходим на конкретные фамилии, как правило, ничего не подтверждается.

Барщевский: А вы имеете право, получив такую жалобу, направить ее в Следственный комитет при прокуратуре или МВД?

Вавилов: Мы не только имеем, но и активно пользуемся таким правом. Когда приходит серьезная жалоба, находящаяся вне компетенции ЦИК, она обязательно направляется в министерство внутренних дел и в Генеральную прокуратуру. Мы ориентируем на такие же действия и наши избирательные комиссии.

Давайте жить дружно

Барщевский: Что бы лично вы изменили в нашем избирательном законодательстве?

Вавилов: У китайцев есть такая поговорка: они желают своим недругам жить в эпоху перемен. Совершенству нет предела, но, на мой взгляд, сегодняшнее законодательство, касающееся избирательной системы, вполне достаточное. Правовые коллизии, а они, естественно, есть, вполне компенсируются решениями Конституционного и Верховного судов. В этом смысле я сторонник прецедентного права.

Барщевский: А исполнение этого законодательства?

Вавилов: Твердое "хорошо". Когда спрашивают об изменениях, я всегда отвечаю: давайте остановимся, поработаем спокойно 5-7 лет, посмотрим. Меняются общественно-политические отношения, уходят одномандатники, приходит пропорциональная система - это естественное изменение законодательства.

Барщевский: Рискну предположить, что когда вы оканчивали школу, не думали о том, что будете работать заместителем председателя Центральной избирательной комиссии.

Вавилов: Я никогда не думал и о том, что буду главой районной администрации, потом председателем областного парламента, а затем возглавлю Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, где проработал 11 лет. Меня всегда интересовало производство. Там надо добиваться конкретных результатов, мне это нравилось. Поэтому когда мне, заместителю директора завода на Дальнем Востоке, еще в советское время предложили партийную работу, поначалу сомневался. Я такой человек - если куда-то прихожу, копаю до самого дна. Для меня самая большая беда - не справиться с тем, что мне поручено.

Барщевский: А сколько вы уже работаете в ЦИК?

Вавилов: Более трех лет. Четырехлетний срок полномочий нашего состава заканчивается в марте 2011 года. У всех 15 членов ЦИК полномочия заканчиваются одновременно. Затем президент, Госдума и Совет Федерации пропорционально, по пять человек, вновь назначают состав ЦИК. В него могут войти как новые члены, так и прежние. Закон в этом вопросе ограничений не содержит.

Внутренняя политика