02.07.2010 07:11
Культура

В Петербурге завершился IV Международный хоровой фестиваль

В России возрождаются хоровые фестивали
Текст:  Владимир Дудин
Российская газета - Столичный выпуск: №144 (5223)
Читать на сайте RG.RU

В Петербурге завершился IV Международный хоровой фестиваль, заключительный концерт которого состоялся перед северным фасадом Михайловского замка.

Кроме трех тысяч зрителей, которые не покинули своих мест, несмотря на дождь, событие смогли увидеть почти две с половиной тысячи пользователей в прямой интернет-трансляции на rutube.ru. Гала-концерт собрал более десяти фольклорных ансамблей из России, Карелии, Марий Эл, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии, в которых играют на гуслях или их национальных разновидностях. Ведущими концерта выступили человек-оркестр Сергей Старостин и лидер ансамбля "Сирин" Андрей Котов. Выбор фольклорного жанра на Хоровом фестивале, представляющем прежде всего хоровую музыку академической традиции, стал редкой возможностью услышать истоки разных культур. Русские гусли, латышские кокле, литовские канклес, эстонские каннеле, марийские кюсле звучали в своем аутентичном виде, сопровождая песни и в ряде случаев - пляски одетых в национальные костюмы участников трехчасового фольклорного парада. Громкую точку в финале поставил хор Мариинского театра под управлением Андрея Петренко - постоянный участник фестиваля, исполнивший в одном из фестивальных концертов также "Перезвоны" Валерия Гаврилина.

Главной темой IV Международного хорового фестиваля стал Год Франции в России. Знаменитый детский хор из Парижа Sotto voce, известный выступлениями в оперных постановках Театра Шатле, представил в Эрмитажном театре театрализованное шоу "Свинг! Свинг! Свинг!" - пикантные сценки из жизни кабаре. Популярные песни, джазовые шансоны 1930-40-х годов, написанные большей частью автором знаменитой "Маркизы" Полем Мизраки, выстроили драматургию программы. Основной же французский акцент пришелся на программу "Версаль в Царском Селе", в которой пастораль "Актеон" Марка-Антуана Шарпантье исполнили в Большом зале Екатерининского дворца. Показать один из лучших образцов эпохи французского барокко пригласили парижан, специализирующихся на барочной музыке. Дирижер Жером Корреас, сотрудничавший с мэтром европейского аутентизма Уильямом Кристи, приехал вместе с сопрано Изабель Пуленар, Франсуаз Массе и контратенором Жан-Франсуа Ломбаром. С российской стороны выступили Молодежный камерный хор под управлением Юлии Хуторецкой и ансамбль Musica Petropolitana, от которых Жером Корреас после многочасовых репетиций добился стильного французского саунда. Среди зарубежных участников на фестивале с концертами выступили также ансамбль "Николя де Грени" из Реймса и Хор Лондонского Королевского колледжа.

Еще одной кульминацией стала петербургская премьера русской литургии "Запечатленный ангел" Родиона Щедрина в Большом зале филармонии. Большой фестивальный хор, созданный из Молодежного камерного ансамбля "Николя де Грени" и Лондонского Королевского колледжа под управлением Юлии Хуторецкой, явил грандиозную храмовую фреску. Безупречное мастерство владения техникой хорового письма у Родина Щедрина здесь ощущалось напрямую вдохновленным сказовым стилем повести Николая Лескова, любимого автора композитора. В начале августа "Запечатленного ангела" исполнят на фестивалях "Музыкальная неделя в Кемпере" и "Музыка острова" в Париже.

Музыка