По данным Международного энергетического агентства и Комиссии Евросоюза по энергетике (апрель-май 2010 г.), в Европе продолжается снижение спроса на "сырой" природный газ. Это связано как с уменьшением газопотребления, так и с ростом поставок дешевеющего сжиженного природного газа - из Северной Африки, Ближнего Востока и Карибского региона. Причем последняя тенденция рассматривается как долговременная, что, в свою очередь, может резко сократить перспективное потребление Европой газового сырья.
В такой ситуации, естественно, усиливается конкуренция между странами-газопоставщиками и предлагаемыми ими проектами. В частности, усиливается конкуренция между российским "Южным потоком" (РФ - Турция - Балканы - Италия с ответвлением из бывшей Югославии в Центральную Европу) и проектами поставок иранского, североиракского газа ("Трансперсидский трубопровод") и газового сырья с Прикаспия ("Набукко") в Южную и Центральную Европу. Причем в обход России. По текущей стоимости реализации этих проектов, их протяженности и обеспеченности газом они в основном сопоставимы. Но пока вне конкуренции остается проект нового газопровода из Алжира и Ливии в Италию и соседние с ней страны. Вне конкуренции этот проект не только потому, что стоимость его создания и протяженность этой артерии меньше вышеупомянутых. Но еще и потому, что Северная Африка ассоциирована с ЕС, а проекты ассоциированных с ним государств, касающиеся экономики Евросоюза, имеют приоритет в этом европейском блоке. Напомним, что ассоциированы с ЕС и "газовые" страны Карибского региона, поэтому, несмотря на значительные расстояния газопоставок оттуда (свыше 5000 миль), импорт Евросоюзом карибского сжиженного газа увеличивается.
По данным старшего экономиста Международной ассоциации газовой промышленности (Cedigaz) Армель Лекарпантье, многие "газовые" страны увеличивают инвестиции в производство сжиженного природного газа (СПГ) в основном из-за того, что этот продукт более конкурентоспособен по сравнению с транзитом "сырого" газа на дальние расстояния через дорогостоящие трубопроводы. Кроме того, технология европейского газопотребления активно подстраивается именно под СПГ. Поэтому, по мнению А.Лекарпантье, создается большая неопределенность для крупных газопроводных проектов.
Тем временем "Россия и Турция в ноябре текущего года полностью согласуют пакет двусторонних документов по строительству "Южного потока", - об этом в середине мая заявил вице-премьер РФ Игорь Сечин. Турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган тоже официально подтвердил заинтересованность этой страны в реализации такого проекта.
Напомним: "Южный поток" - проект газопровода через акваторию Черного моря в Южную и Центральную Европу. Проектная мощность этой артерии - свыше 60 млрд кубометров газа в год. Ввод ее в эксплуатацию намечен на 2015 год. Паритетными владельцами "Южного потока" являются "Газпром" и итальянская Eni.
Дело в том, что большинство стран Южной и особенно Центральной Европы пока потребляют в основном "сырой" газ, преобладание которого в их газопотреблении сохранится, по экспертным оценкам, до 2018-2020 годов. Потому и перенесен в 2008-м срок ввода в действие "Южного потока" с 2020-го на 2015 год. Но, хотя получателями газа по "Южному потоку" станут почти все страны Южной и Центральной Европы, уже подписавшие соответствующие соглашения с Россией, конкретные объемы поставок со многими из этих стран пока не определены.
Между тем гендиректор Иранской национальной компании по экспорту газа Сейед Реза Кесаи-заде в конце мая подтвердил в Тегеране, что все большее число европейских энергетических компаний проявляют заинтересованность в реализации проектов импорта иранского газа - как "сырого", так и СПГ. Как отметил г-н С.Р.Кесаи-заде, "уже завершены исследования проекта транснационального газопровода из Ирана в Европу, но его строительство зависит от того, какой маршрут будет выбран в качестве основного для экспортных поставок газа в Европу. Европейскими компаниями ныне рассматриваются шесть перспективных маршрутов для таких поставок. К числу наиболее вероятных относятся "Трансперсидский" газопровод через Турцию, трубопровод "Набукко" и газопровод Ирак - Иран - Сирия - Кипр - Южная Италия. Кроме того, Швейцария уточняет транзитный путь, по которому иранский газ будет поступать в эту страну по ранее подписанному соглашению".
Расширяется и средиземноморское направление поставок. По данным Комиссии ЕС по энергетике, к 2020-2023 годам будет построено, в основном за счет "евросоюзовского" финансирования, четыре трансредиземноморских газопровода в Европу из Северной Африки. Суммарная мощность этих артерий превысит 30 млрд кубометров. С учетом действующих на этом направлении газопроводов общий объем поставок газа из Алжира, Ливии и Египта в Европу к 2023 году превысит 40 млрд кубометров. А с учетом традиционных поставок сжиженного газа в регион ЕС из Северной Африки, которые с 2009 года увеличиваются, суммарный объем североафриканского газа, экспортируемого в Европу, к 2020-2023 годам превысит 50 млрд кубометров.
Словом, вырисовывается три "блока" поставщиков газа в Европу: Россия, Северная Африка и страны каспийского региона, в том числе Иран. Конкретные объемы поставок зависят как от параметров самих газопроводных проектов, так и от тенденций спроса на газ в Европе. Но повторим в этой связи, что во все большем числе европейских стран растет спрос на сжиженный газ, а его поставщиком в Европу Россия, в отличие от Северной Африки и Ирана, пока не является.
Напомним главные критерии выбора газопроводных проектов, согласно предписаниям Комиссии ЕС по энергетике: меньшие протяженность и капиталоемкость трубопроводов; меньшее количество транзитных стран; политическая стабильность в странах-участницах проектов; возможность пересмотра объемов поставок и/или цен из-за изменений в спросе; наличие статуса ассоциированного участника ЕС у страны-поставщика и/или страны-"транзитера".