В июне исполнилось два года, как президент Медведев подписал указ "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". Позже был принят Федеральный закон об энергосбережении, разработана специальная государственная программа... Сегодня самое время остановиться, оглянуться назад и попытаться суммировать пользу от практических решений в этом направлении. В первую очередь в отношении секторов экономики с высоким потенциалом энергосбережения и инновационного развития, куда относится ТЭК. По данным экспертов, в целом потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности в российской экономике составляет 421 миллион тонн условного топлива в год. Половина этого "тоннажа" приходится на долю ТЭКа.
Какие же направления по освоению резервов энергоэффективности и энергосбережения при добыче углеводородного сырья разработаны в последнее время? Эксперты называют увеличение коэффициента извлечения нефти и глубина ее переработки, рациональное использование попутного нефтяного газа (сегодня в факелах сжигается до 14,5 миллиарда кубических метров), снижение уровня технологического потребления природного газа (приоритетное значение это имеет для обеспечения транспортировки газа, на которую у нас расходуется свыше 50 миллиардов кубических метров в год).
Специалисты профильных институтов говорят, что ухудшение ресурсной базы делает обязательным комплексный подход к разработке и обустройству российских месторождений. Энергосберегающие мероприятия необходимы в том числе при транспортировке нефти, где потребление электроэнергии - основная статья затрат. Снизить их призван специальный комплекс мер, благодаря которому предполагается, что расходы электропотребления на тонну транспортируемой нефти до конца 2011 года понизятся на 4,8 процента, а удельные операционные тарифы на "прокачку" будут доведены до лучших мировых показателей.
К слову сказать, сегодня в РФ эксплуатируется 2 млн км подземных и 1 млн км магистральных трубопроводов нефте- и газоснабжения. При этом значительная часть трубопроводов уже отслужили от 15 до 35 лет. Прирост износа трубопроводов ТЭК составляет 3-4 процента, а возобновление трубопроводной инфраструктуры вследствие ремонтов не превышает 1 процента год.
Переработка нефти в нашей стране исторически сформирована на принципе экстенсивного способа - нефти у нас (в отличие от зарубежной переработки, испытывающей постоянный дефицит сырья) достаточно. Между тем именно дефицит нефти заставляет зарубежные компании увеличивать глубину и эффективность переработки. Российская же нефтепереработка, в среднем, как оценивают эксперты, характеризуется низкими показателями качества (глубина - 72 процента, соотношение первичных процессов к вторичным - 52 процента, индекс Нельсона - 4,9). Сегодня также разработан комплекс "реанимационных" мер, которые, как надеются в правительстве, простимулируют нефтепереработку. Вкупе с мероприятиями по модернизации нефтеперерабатывающих заводов (необходимость повышения качества моторных топлив в соответствии с требованиями технического регламента никто не отменял) объем финансирования "тянет" на 1,5 триллиона рублей. Их нефтяные компании планируют освоить до 2015 года.
Учитывая текущую экономическую ситуацию, правительство нацеливает ТЭК на поэтапный выход отраслей к энергоэффективности.
По замыслу на первом этапе (2010-2015 годы) будет реализован комплекс организационно-технических мероприятий, основанных на массовом применении имеющихся типовых энергоэффективных проектов и уже апробированных технологий оборудования. Параллельно с этим на основе отечественного научно-технического и промышленного потенциала будет создаваться и запускаться в промышленное производство новая инновационная продукция для ТЭК. Эксперты полагают, что эти меры позволят запустить не только процесс модернизации самой энергетики, но и экономики страны в целом.
На втором этапе (2015-2020 годы) предполагается внедрение инноваций и создание задела для перехода к принципиально новым энергетическим технологиям, основанным на последних достижениях науки и техники. Такими прорывными технологиями, разработка которых осуществляется в рамках проекта "Инновационная энергетика", утвержденного комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики РФ, могут стать сверхпроводимость, интеллектуальные сети (включая накопители энергии), водородные технологии, а также использование возобновляемых источников энергии (энергии приливов, ветра, древесной биомассы и др.). Здесь, правда, еще потребуется принятие специальных нормативных правовых актов, стимулирующих реализацию этих проектов. Речь идет о компенсации стоимости технологического присоединения, установления надбавки к равновесной цене оптового рынка электроэнергии.
Помимо этого, подчеркивают в правительстве, для инновационного развития отраслей ТЭК необходимо подготовить комплекс мер по поддержке инвестиционной активности, где будет предусмотрена ускоренная амортизация вводимого энергоэффективного оборудования, предоставление инвестиционных налоговых кредитов при внедрении энергоэффективного оборудования, перенос затрат капитального характера при внедрении технологий для повышения нефтеотдачи пластов на себестоимость продукции.
Есть все основания полагать, что целенаправленная реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в ТЭК к 2015 году приведет к экономии первичной энергии, эквивалент которой составит 51 миллион тонн условного топлива, а к 2020 году - до 94 миллионов тонн условного топлива.
Интеллектуальный потенциал российского ТЭК позволяет быть не только крупнейшим потребителем передовых технологий и знаний, созданных всем миром, но и генератором собственных разработок, передовых технологиях российского происхождения. Например, нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" довела за 15 лет уникальные разработки электродвигателя нового поколения (вентильного двигателя) от идеи до промышленной разработки. "Роснефть" является одним из лидеров гидродинамического моделирования. "Газпром" совместно с металлургами создал уникальные трубы по хладостойкости, по показателям коэффициента трения и другим.
При этом ряд технологий, применяемых сегодня в нефтедобыче (такие как гидроразрыв пласта (ГРП) и электроцентробежные насосы Reda), имеют российское происхождение. Метод ГРП был изобретен в СССР в 60-х годах, уникальную установку насоса Reda изобрел российский конструктор Арутюнов еще в 30-х годах. Но сегодня, к сожалению, эти технологии доходят до российских месторождений в виде усовершенствованных, но весьма дорогих услуг от иностранных компаний. Что не удивительно. Спрос есть. Емкость этого сегмента отечественного рынка ощутима. Для привлечения иностранных партнеров есть объективные причины - необходимость в технологическом перевооружении.
- К сожалению, за последние два десятилетия мы отстали от передовых разработок, и очевидно, что старыми методами невозможно реально продвинуться в этом направлении развития, - считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. - Между тем, ТЭК сохранил свой масштабный инвестиционный потенциал и квалифицированные кадры, сегодня накоплены достаточные ресурсы для того, чтобы вкладывать их в долгосрочные проекты развития, которые послужат делу укрепления энергетической безопасности России.