Гостиничный бизнес все еще ощущает на себе влияние кризиса, даже в разгар летнего сезона. Хотельеры констатируют: доходность их предприятий упала на треть и продолжает снижаться. Это обстоятельство пока не сказалось на стоимости проживания. Российские отели остаются одними из самых дорогих в Европе, но не самыми качественными.
Hotel как лучше
До кризиса каждый третий инвестор мечтал вкладываться в строительство гостиниц именно в России. Последние семь лет, согласно данным Российской гостиничной ассоциации, новые отели действительно росли как на дрожжах: с 2003 по 2010 год их число увеличилось более чем на 30 процентов, с 8,5 до 11,7 тысячи. Из них под управлением иностранных брендов находится 10 процентов гостиниц. "Любовь" инвесторов к России объясняется просто: доходность гостиничного бизнеса в последние годы в нашей стране была огромна. Например, в Москве, а основной гостиничный фонд сконцентрирован именно в столице и Санкт-Петербурге, показатель доходности в 2008 году превышал 25 процентов, что в разы больше показателей европейских столиц (Париж - 16,6 процента, Берлин - 4,8 процента).
С кризисом внутренний спрос на отдых снизился на 25 процентов и до 30 процентов по бизнес-поездкам. Таковы оценки самих хотельеров. Эти цифры идут вразрез с официальной версией Ростуризма, который по итогам 2009 года констатировал 4-процентный рост внутреннего туризма. Дело в том, что чиновники учитывают и "диких" туристов - тех, кто живет на съемных квартирах. А таких большинство. Результат налицо: гостиницы недосчитываются постояльцев. По словам старшего вице-президента Jones Lang LaSalle Hotels Марины Смирновой, до кризиса Москва лидировала по величине и темпам роста доходности на номер, и она же показала максимальные темпы падения. В среднем по стране, по экспертным оценкам, доходность гостиниц упала от трети до почти 50 процентов. Чтобы сохранить клиентуру, утверждают хотельеры, они вынуждены были сбросить цены на свои услуги и буквально работают себе в убыток. Однако обзвон нескольких столичных гостиниц показал, что и сегодня "нормальной" ценой номера в трех звездах считается 3,5-4 тысячи рублей в сутки.
Мест нет
Хотельерам их сегодняшнее положение вовсе не нравится. Представители рынка настаивают: снижение доходности бизнеса приведет к сокращению финансирования новых проектов и увеличению сроков окупаемости. А это непременно скажется на темпах строительства новых качественных гостиниц, которых в России по-прежнему нехватка (существующий номерной фонд на 50 процентов состоит из объектов советской эпохи, и его качество тоже под большим вопросом). По статистике в Санкт-Петербурге на тысячу жителей приходится 4,2 гостиничного номера. И это самый большой в нашей стране показатель. В Москве на тысячу жителей - 3,5 номера, в Екатеринбурге - 2,1, в Новосибирске - 0,8. Дефицит налицо. При этом стоит отметить, что в последние годы активнее всего строились в основном дорогие отели класса 4-5 звезд. Самые востребованные трехзвездочные гостиницы имеют срок окупаемости не один десяток лет и инвесторам малоинтересны. При этом большинство номеров, отвечающих международным стандартам качества, находятся именно в Москве - чуть более 10 тысяч. Однако даже это в несколько раз меньше, чем в крупных европейских городах.
Сегодня представители гостиничного бизнеса активно ищут поддержки у государства, указывая на то, что в структуре расходов любой гостиницы высока доля расходов на коммунальные платежи, налоги, особенно на землю и недвижимость. Например, хотельеры напоминают, что до 2006 года земельный налог считался по нормативной стоимости, а сейчас - по кадастровой стоимости (эта цена более приближена к рыночной, и потому отчисления резко выросли). Между тем отдельные эксперты отмечают, что если кому и необходимы налоговые льготы, так это санаториям, которые действительно имеют огромные рекреационные территории, за которые приходится платить втридорога. Однако в отношении гостиниц ожидать снижения налогового бремени не стоит. Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько считает, что нынешним спадом на гостиничном рынке просто убирается "перегрев", который был до кризиса. "Были сверхприбыли, стали просто прибыли. Ситуация не критична", - говорит Сергей Шпилько.
При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что рынок снова пойдет в рост уже в ближайшее время, как это было после кризиса 1998 года, даже без специальных усилий. Однако, как обещают хотельеры, ситуаций, когда три звезды продавались по цене пяти звезд, уже не будет.
Достать до звезды
Тотальная классификация отечественного гостиничного комплекса, то есть присвоение звезд согласно предъявленным стандартам, началась только с этого лета. Приказ об обязательной классификации гостиниц, пляжей и горнолыжных баз подписал министр спорта, туризма и молодежной политики России Виталий Мутко. Сегодня по числу "звездных" гостиниц ту же Москву, например, намного опережает Сочи, где наличие звезд - одно из обязательных требований к столице Олимпиады. За пять лет существования классификации на добровольной основе ее прошли лишь 450 гостиниц (около 4 процентов).
Эксперты гостиничного бизнеса такое несоответствие объясняют тем, что классификация отелей в первую очередь необходима потребителям, чтобы человек во Владивостоке, заказывая номер в московской гостинице, знал, за что платит. Сами же хотельеры в меньшей степени заинтересованы в звездочках на фасаде, ведь классификация - это дополнительные расходы. За классификацию владельцу 3-4-звездочного отеля вместимостью до 100 номеров нужно заплатить примерно 1500 долларов. Каждой дополнительной звезде потребуется свое наполнение. Свой статус отель должен подтверждать каждые пять лет. В нашей стране, как правило, уровень загрузки любых гостиниц и так высок, при этом часто отсутствует альтернатива, поэтому руководство отелей до сих пор не считало нужным предпринимать какие-либо усилия, чтобы соответствовать требованиям "звездности".
Рынок вообще неоднозначно отнесся к переходу от добровольной классификации к обязательной. Ведь предполагается, что без классификации гостиница работать не сможет. По мнению Сергея Шпилько, в России существует немало хороших отелей, вообще не подходящих под действующие критерии "звездной" классификации. Например, если гостиница с высоким уровнем обслуживания расположена в историческом здании, она не может построить бассейн. Поэтому на "большие" звезды претендовать ей не приходится, а "маленькие" не будут соответствовать реальному классу сервиса.