12 июля в Москве пройдет совещание российских послов с участием президента Дмитрия Медведева. О своих ожиданиях от предстоящей встречи, а также о перспективах председательства Бельгии в Евросоюзе "Российской газете" рассказал постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов.
Российская газета: Какие новые задачи могут быть поставлены по итогам совещания в Москве перед дипломатической службой?
Владимир Чижов: Встречи с послами традиционно проходят раз в два года. Это важное мероприятие не только и не столько для обмена опытом работы между руководителями российских загранучреждений, сколько в плане постановки задач перед внешнеполитическим ведомством. Эти задачи наверняка сформулирует президент, который планирует выступить на совещании.
Мы живем в мире, который постоянно развивается и эволюционирует. Это многополярный, во многом взаимозависимый мир. Мы живем в период, когда мир выходит из глобального финансово-экономического кризиса, кризиса, который обострил целый ряд проблем и в то же время открыл перспективы для, я бы рискнул сказать, качественного рывка в развитии нашей страны. Я имею в виду в первую очередь программу модернизации России. И вот в этом плане я считаю перспективы Партнерства для модернизации с Европейским союзом будут иметь принципиально важное значение.
РГ: С начала июля председательство в Европейском союзе перешло к Бельгии. Что удалось сделать за прошедшее полугодие испанцам и какие задачи предстоит, в первую очередь, решать бельгийцам?
Чижов: Фактически передача полномочий новому председательству состоялась лишь 2 июля, потому что первого июля все бельгийское руководство во главе с королем находилось в Конго, где отмечалось пятидесятилетие независимости этой бывшей бельгийской колонии.
Испанское и новое бельгийское председательство - это первый опыт реализации положений Лиссабонского договора о реформе Евросоюза. Сам договор вступил в силу формально первого декабря прошлого года. На долю испанцев выпал первый опыт работы по новым правилам.
Новых правил достаточно много и не все они еще обрели кровь и плоть. Так, например, ключевой новый институт, единая внешнеполитическая служба пока не сформирована, но по лиссабонскому договору полномочия национальных председательств существенно сокращаются. У испанцев, это очевидно черта национального характера и стиль испанской политики, были достаточно амбициозные планы на первую половину этого года. В силу этих объективных причин далеко не все удалось им реализовать. Естественно шла притирка в работе между институтом национального председательства и новыми структурами, созданными на основе Лиссабонского договора. Где-то это проходило лучше на политическом уровне, где-то на рабочем уровне, иногда "искрило".
Теперь что касается бельгийцев. Бельгийцы с ходу провозгласили, что особых амбиций не питают. Особенно в условиях, когда страна в основном занята проблемой собственного выживания при растущих противоречиях между двумя ее частями, Фландрией и Валлонией. Национальные амбиции Бельгии материализовались в лице господина Хермана Ван Ромпея, ставшего как бы первым лицом в Евросоюзе, председателем Евросовета. Он, как известно, бывший премьер Бельгии. И этим многие бельгийцы готовы удовлетвориться.
С учетом того, что единая внешнеполитическая служба ЕС появится только к концу года, во всяком случае не раньше середины осени, бельгийцам придется волей-неволей за нее поработать. Это не может не сказаться на политическом диалоге с другими государствами, в том числе и с Россией. Мы в ходе согласования графика политдиалога на второе полугодие с этим сталкиваемся. Тем не менее я думаю, что у Бельгии хватит опыта и квалифицированного персонала для реализации намеченных программ.
РГ: В ближайшие полгода стоит ли надеяться на достижение прогресса в таком вопросе, как введение безвизового режима между ЕС и Россией?
Чижов: На достижение прогресса надеяться, безусловно, стоит. А вот на успешное завершение этого процесса надеяться лишь можно.