Группой швейцарских ученых под руководством Бертрана Пикара создан уникальный самолет, способный сутки находиться в воздухе, не расходуя ни капли горючего. Конечная цель этого грандиозного проекта - первый пилотируемый полет вокруг земного шара исключительно на солнечной энергии.
Этот самолет "Солнечный импульс" уже назвали чудом инженерной мысли. При размахе крыльев почти 65 метров он весит всего полторы тонны. Он появился на свет не в гараже на коленке, как это нередко бывает с подобными проектами. И его отцы - это не мыкающиеся со своими сумасшедшими идеями изобретатели. Автор самолета знаменитый Бертран Пикар. Он уже стал настоящим героем Швейцарии, когда в 1999 году вместе с Брайаном Джонсом совершил первый в мире кругосветный перелет на воздушном шаре, где топливом служил пропан. Тогда-то Пикар и задался вопросом: а нельзя ли обогнуть Землю вообще без горючего?
Своей идеей и энтузиазмом он сумел заразить множество людей. В его команде помимо ученых и инженеров есть и почетные участники, скажем, писатель Пауло Коэльо, правнук знаменитого фантаста Жан Верн, лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель и множество спонсоров, которые собрали около 70 миллионов евро.
От идеи до первого полета прошло целых семь лет. Но никто не может винить авторов за такой "долгострой". Они взялись покорить цель, доселе никому не доступную. Хотя сами по себе самолеты на солнечной энергии давно не новость. Например, еще в 1981 году Пол Маккриди перелетел на такой машине через Ла-Манш. Уже есть немало "беспилотников", способных на энергии Солнца держаться в воздухе днем и ночью. Но именно Пикар совершил прорыв, объединив предыдущие достижения в одном флаконе. Его самолетом управляет пилот, и машина способна летать круглосуточно.
У нее четыре электромотора, каждый мощностью в 10 лошадиных сил. Она взлетает при скорости всего 35 км/час, а крейсерская скорость - 70 км/час. Потолок - 9,5 тысячи метров. "Горючее" самолета расположено на его крыльях. Это 12 тысяч солнечных батарей площадью с теннисный корт - более 200 кв. метров. Одна часть энергии расходуется на дневной полет, а другая идет в аккумуляторы, про запас на ночь.
- На мой взгляд, "изюминка" самолета в этих аккумуляторах, - сказал корреспонденту "РГ" председатель Научного совета по альтернативной энергетике РАН, доктор технических наук Олег Попель. - У них должна быть очень высокая емкость, ведь для ночного полета такой достаточно тяжелой машины, да еще с летчиком, нужно много энергии. Хотя, конечно, конструкторы идеально "вылизали" самолет, применив самые последние достижения аэродинамики, используя сверхлегкие материалы, найдя с помощью компьютеров самые оптимальные варианты машины.
Слова Жюля Верна, "все, что невозможно, надо делать", авторы проекта выбрали своим девизом. Их конечная цель - кругосветка. Первый шаг к ней был сделан в апреле этого года, когда самолет провел 90 минут на высоте 1200 метров. На днях должен состояться новый, уже 24-часовой полет. А в будущем году намечен перелет через Атлантику. А там и до кругосветки недалеко.
Кстати, сам Пикар признает, что пока далек тот день, когда небо завоюют "солнечные" самолеты. Но, во-первых, собранные в "Солнечном импульсе" самые последние научные и инженерные решения пойдут в жизнь и будут растиражированы. А во-вторых, сам самолет будет совершенствоваться. Ведь пока установленные на нем солнечные батареи из кремния имеют КПД около 20 процентов, а уже сейчас создаются материалы с показателями вдвое лучшими. Значит, и вес самолета, и его мощность можно будет значительно увеличить. Словом, будущее все равно за машинами без горючего, считает Пикар.