Первый международный салон вооружений, военной техники и передовых технологий с общим "машиностроительным" названием оказался на редкость интересным и во многом премьерным. Проходил он на территории аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова, где сейчас создается новый транспортно-выставочный комплекс (ТВК) "Россия". По словам руководителя госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова, инфраструктура ТВК позволит в будущем проводить выставки вооружений и военной техники, а также показ достижений общегражданских машиностроительных отраслей по самым строгим международным правилам.
Формат нынешнего форума включал проведение сразу четырех выставок: Международный салон вооружения и военной техники "МВСВ-2010", Международная выставка по технологиям в машиностроении "ИНТЕРМАШ-2010", Международный салон "АЭРОСПЕЙС-2010", Международный форум и выставка "Беспилотные многоцелевые комплексы-2010".
В перспективе на территории аэродрома будет построен стационарный крытый выставочный комплекс, в плане похожий на реактивный самолет. А уже сейчас создана площадка для демонстрации ходовых качеств колесно-гусеничной техники.
И эта площадка, по замыслу устроителей, должна была стать центром всего форума. Именно на ней разыгрывалось яркое шоу с участием боевой колесно-гусеничной техники. Под "Болеро" Равеля перед зрителями буквально на расстоянии вытянутой руки парадом проходили Т-34/85, "Катюша", другая ретро-техника, а также современные автомобили, бронетранспортеры, инженерные машины и новейшие танки. Под ритмичную музыку на отдельной площадке танки Т-72, Т-80 и Т-90 синхронно вращали башнями, поднимали и опускали пушки, опять же синхронно двигались, словно танцевали. В это же самое время другие боевые и инженерные машины преодолевали сложную полосу препятствий, на которой порой становились буквально на дыбы. Зрители одновременно видели вальсирующую технику и какие-то "половецкие пляски" этой самой техники, сопровождаемые холостыми выстрелами танковых пушек. Зрелище было действительно потрясающим.
Необычный формат показа бронетехники реализовал хореограф и режиссер Большого театра Андрей Меланьин. И это тоже была одна из премьер форума, удавшаяся на все сто процентов.
Ни на одном подобном салоне в мире ничего похожего еще не показывали. В организации таких вот танковых шоу мы - первооткрыватели. Однако и помимо грохочущей под музыку брони на форуме "Технологии в машиностроении 2010" было на что посмотреть.
На демонстрационной площадке среди множества интересных боевых машин выделялся красивый, по другому и не скажешь, бронеавтомобиль нового поколения "Волк". Машина отличается не только грозным изяществом своих обводов, но и принципиально новой конструкцией, позволяющей выдерживать подрыв под днищем фугаса весом в несколько килограмм. Окна по периметру корпуса, в которых стоят специальные пуленепробиваемые стекла исключают клаустрофобию и позволяют бойцам видеть всю обстановку вокруг машины. Броневая защита комплексная, что значительно усилило пулестойкость корпуса. У "Волка" очень оригинальная подвеска и мощнейший двигатель. По общему мнению военных и гражданских специалистов этот броневик имеет шанс стать лучшим в мире, превзойдя даже последние версии итальянских "Ивеко".
Не мог не привлечь внимания старый артиллерийский тягач МТЛБ, или, как часто пишется МТ-ЛБ, в новейшем исполнении. Многоцелевой тягач легкобронированный был принят на вооружение в 1964 году. 46 лет назад! Конструкция его оказалась настолько удачной, что тягач по сей день остается в строю. Как показали десятилетия эксплуатации МТЛБ, в том числе в Афганистане, на Кавказе и в районах Крайнего Севера, по простоте, надежности и ходовым характеристикам этому тягачу просто нет равных.
На форуме демонстрировалась машина с усиленной бронезащитой и мощным вооружением. Российские военные инженеры при минимальном капиталовложении на проверенной базе МТЛБ создали новую и очень мощную боевую машину, которая найдет свое место в современной армии и будет иметь хороший экспортный потенциал.
В последнее время со стороны Минобороны раздавалась критика в адрес производителей отечественной брони. По мнению военных чиновников, она уступает аналогичным западным образцам, и у России не остается другого выхода, как начать закупать броню, особенно легкую, как подчеркивают военные, за границей. На форуме имелась экспозиция НИИ стали - единственного разработчика брони в России. Экспозиция была очень скромная, но весьма информативная. Ведущие сотрудники НИИС отвечали на все задаваемые им вопросы, естественно, в рамках допустимого.
Как оказалось, понятие "легкая броня" запутали нынешние руководители военного ведомства. Наверное, в силу своей общеармейской неосведомленности. Это не удивительно. Министр обороны - гражданский. А генерал Поповкин, отвечающий за вооружение, командовал раньше Космическими войсками, в которых с броней (легкой и тяжелой) дел никогда не имели.
В армейском слэнге термином "легкая броня" обозначают не облегченный лист броневой стали, а легкую бронетехнику. Каркас этой техники везде и всегда составляют сваренные бронелисты.
По заверениям специалистов НИИ стали, отечественная броня ни в чем не уступает даже шведской, считающейся чуть ли не эталонной. А новая российская броневая сталь марки 44С вообще превосходит мировые аналоги. Пластина толщиной 8 мм из такой стали обеспечивает защиту на дистанции 100 метров от самой злой, как уверяют знатоки, пули Б32 - бронебойной от винтовки СВД. Лист толщиной 10 мм держит выстрел в упор (с пяти метров). Лучшие зарубежные стали, в том числе шведские, для защиты от бронебойной пули СВД с дистанции в 100 метров требуют толщины бронеплиты - 12 мм.
Все, казалось бы, с броней у нас прекрасно, и военные чиновники возводят напраслину из-за своей некомпетентности. Увы, это не так.
Повышение защиты экипажа легких бронемашин - той самой "легкой брони" на современном технологическом уровне достигается за счет накладок на основной стальной каркас различных керамических, композиционных и даже полиэтиленовых плит. Именно эти накладки дают возможность противостоять выстрелам из крупнокалиберных пулеметов и даже из 30-мм пушек. Так вот, если прекрасную броню создавать и варить мы еще не разучились, то керамику, композиты и тем более пулестойкий полиэтилен делать уже не можем. А ведь тридцать лет назад могли!
Именно в СССР керамика на основе карбида бора впервые была использована для усиления танковой брони и создания лучших в мире (на то время) бронежилетов. В далеком 1980-м году специалисты НИИ стали совместно с АН Украинской ССР разработали рецепт "броневой" керамики, по своей прочности превосходившей то, что пытались сделать в США и Западной Европе. Вплоть до 1991 года мы были несомненными лидерами в этом направлении. Сегодня специальную керамику ни в России, ни на Украине никто не выпускает. С композиционными материалами дела обстоят еще хуже.
Смешно сказать, пулестойкий полиэтилен, который начинает вытеснять широко известный кевлар, в промышленных масштабах производят в Китае, а у нас он получается лишь в лабораторных условиях в минимальном количестве.
Печально, конечно. Но заслуга форума, прошедшего в Жуковском, хотя бы в том, что эта проблема была озвучена. И хотелось бы надеяться, что она будет решена.
Помимо бронетехники и собственно брони, на форуме было выставлено огромное количество беспилотников. Среди них аппарат "Иркут", который полюбили наши пограничники. Фирма "Камов" показала интересный вариант беспилотного вертолета Ка-135. Под именем "Кронштадт" демонстрировался беспилотник, по форме напоминающий знаменитый американский стратегический "Predator". По словам наших конструкторов, если будет поставлена четкая задача и будет соответствующее финансирование, Россия быстро войдет в число лучших проектантов беспилотников самого различного класса. К сожалению, Минобороны никак не может определиться с основополагающим вопросом: какие именно беспилотники нужны Российской армии сегодня и потребуются ей завтра.
Воронежская фирма "Созвездие" показала хай-тек автоматизированных систем управления самых различных тактических звеньев - от бригады до отдельно взятого бойца. Это почти фантастический элемент сетецентрических войн будущего.
Суть в том, что в автоматизированном режиме осуществляется управление всеми тактическими звеньями от комбрига до конкретного солдата. В этой системе активно используются беспилотники и космическая компонента. По полученным данным командир бригады формирует основной приказ, командир батальона, получив этот приказ, "расшивает" его по своим подразделениям, командир роты доводит приказ до каждого бойца. В автоматизированном режиме все звенья бригады работают как единый организм.
Воины-артиллеристы, участвовавшие в показе и облаченные в амуницию "Созвездия", смотрелись даже круче французских солдат в стремительно раскручиваемой форме типа "Фелин".
Обо всех премьерах форума, прошедшего в Жуковском, рассказать невозможно. Очень много интересного было показано в разделах авиастроение, судостроение, радиоэлектроника, ПВО, металлургия, машиностроение и других.
Казалось бы все замечательно. Но не секрет, что дистанция от выставочных образцов до серийного производства очень часто в нашей стране оказывается непреодолимой. О том, кто и как будет продвигать дальше отечественные технологические чудеса, разговор на форуме шел, но ясности не появилось.
Впрочем, "Ростехнологии", которые явились инициаторами 1-го Международного форума, показали, как можно решать задачу внедрения передовых технологий на вполне конкретном примере создания именно внедренческой энергосервисной компании.
Российская промышленность во всей своей совокупности, наверное, самая энергозатратная в мире. Сложилось такое положение вещей исторически и вполне объективно. Россия в наследство от СССР получила переразмеренные и просто чудовищно энергозатратные производства. Когда госкорпорация "Ростехнологии" провела лишь предварительный энергоаудит своего хозяйства, включающего более 500 предприятий, а с "дочками" - это около 2000, то ужаснулась. На оплату энергии ежегодно расходуется 15 с лишним миллиардов рублей, при этом потребляется 10 процентов всей вырабатываемой в стране электроэнергии.
Было решено заняться энергосбережением очень серьезно и оперативно, тем более, что в России уже появились предприятия, весьма успешно занимающиеся разработкой энергосберегающих технологий.
Возникла идея объединить тех, кто наиболее успешно работает в этой сфере, и попытаться внедрить уже полученные технологии экономии всех видов энергии в как можно большее число предприятий, входящих в госкорпорацию "Ростехнологии".
Был создан консорциум "Технопромэнерго", который заключил долгосрочное соглашение с госкорпорацией по энергосбережению. Как сказал первый заместитель гендиректора "Ростехнологий" Алексей Алешин, "Технопромэнерго" за свой счет проведет энергоаудит всех предприятий корпорации, подготовит предложения по комплексному энергосбережению и проведет работу по внедрению утвержденных технологий. Оплата проведенных работ будет осуществляться за счет прибыли, полученной от экономии энергии. Полная окупаемость энергосберегающих технологий для внедряющего их консорциума планируется в течение пяти лет.
Особенность предлагаемых технологий в их комплексности. Будут учитываться потери тепла из-за особенностей архитектурного облика промышленных предприятий, качества стен, дверей, оконных проемов. Будет проанализирована оптимальность прокладки электросетей и теплотрасс. В обязательном порядке будут внедрены технологии, уменьшающие потребление ГСМ в транспортном хозяйстве промышленных предприятий.
И это не пустые обещания. На форуме "Технологии в машиностроении 2010" демонстрировалась автомашина, двигатель которой работал без масла. Предварительно мотор обработали специальной присадкой, созданной на базе нанотехнологий. И это придало ему совершенно новые качества. Затраты на ГСМ снизились на 15 процентов, срок службы агрегатов увеличился вдвое, стоимость ремонтных работ снизилась на 70 процентов. Вдобавок ко всему двигатель сохранял работоспособность при полной потере масла, что и показывалось всем желающим.
Помимо промышленности, консорциум займется геологоразведкой. По статистике из каждых трех разведанных скважин, работоспособной оказывается одна. Использование технологий, предлагаемых консорциумом, позволяет из трех разведанных получить две полные скважины. Это экономит колоссальные человеческие, материальные и энергетические ресурсы.
По утверждению создателей консорциума, комплексное внедрение уже имеющихся энергосберегающих технологий позволит в течение пяти лет сократить энергопотребление почти на 40 процентов. Господин Алешин, отвечающий в "Ростехнологиях" за энергосбережение, полностью разделяет эту уверенность.
Презентация "Технопромэнерго" стала одной из самых важных на форуме. Именно потому, что показан реальный путь решения задачи, считавшейся почти неразрешимой. Об энергосбережении у нас в стране говорят уже лет пятьдесят, но дело с места до сего дня так и не сдвинулось. Может быть теперь процесс пойдет?
На форуме был компактный и очень симпатично оформленный стенд "Рособоронэкспорта". Подумалось. Вот если бы взять этот стенд и всю российскую чудо-технику в ее натуральных образцах, которая выставлялась в Жуковском, да перенести на салон вооружений в Абу-Даби или во Францию. Запад был бы потрясен. Мощь России, в том числе технологическая, оказывается еще сохранилась! Жаль, что такое невозможно. Однако надо отметить, что во все дни работы форума для специалистов (среда-пятница) на нем постоянно находилось множество иностранных гостей. Так что присутствие "Рособоронэкспорта" было оправданно. И вполне возможно, что в скором будущем ТВК "Россия" станет такой же престижной смотровой площадкой, как Абу-Даби, Ле Бурже и Фарнборо.