В Северной столице проходит Пятая конференция Международной Сети по управлению сооружениями защиты от наводнений, цель которой - обмен опытом, технологиями. Петербургский комплекс в Финском заливе пока не завершен, но зато есть опыт долгостроя.
Строительство дамбы, призванной защитить Петербург от стихий, началось в 1979 году, однако затем было приостановлено и возобновилось только в 2001 году. При этом, по словам замдиректора департамента капитальных вложений Министерства регионального развития РФ Дмитрия Савина, изменение технологии строительства, принятое несколько лет назад, позволит завершить проект на два года раньше, чем планировалось, - в 2012 году, и сэкономит государству около миллиарда рублей.
Напомним, строительство дамбы было приостановлено в конце 1980-х годов по требованию общественности. Ленинградцы опасались, что комплекс защитных сооружений будет негативно влиять на экологическую обстановку в Невской губе. Впоследствии эти опасения были признаны беспочвенными. Сейчас экологи особо подчеркивают, что дамба не только не вредна, но даже полезна для Финского залива, Невы и Ладожского озера.
- Это экологический объект, которым можно управлять, тем самым влиять на гидрологическую ситуацию, - пояснила координатор Международной Сети Роза Михайленко, - например, с помощью судопропускных сооружений осуществлять промывку малопроточных участков.
Пока комплекс защитных сооружений строится, специалистам предстоит решить непростой вопрос - кто будет заниматься его эксплуатацией. В странах Европы, например Нидерландах и Великобритании, защитные сооружения управляются соответствующими департаментами министерств или государственными агентствами. Для России и, в частности, города на Неве подобный опыт не подходит. Дело в том, что помимо собственно защиты от наводнений петербургская дамба выполняет и транспортную функцию - она является частью кольцевой автодороги. По всей вероятности, КЗС разделят на несколько лотов, каждым из которых будет управлять отдельная организация. Так, дорожное полотно отдадут министерству транспорта. Уникальная локальная энергосистема КЗС, не имеющая аналогов на территории России, которая объединяет в единую схему пять подстанций электропитания 110/10 кВ (от Горской до Бронки) со стопроцентным резервированием, с учетом развития военных производственных мощностей в Кронштадте, отойдет минобороны. Для управления комплексом защиты от наводнений и судопропускными пунктами планируется создать специальную дирекцию. При этом все имущество останется в собственности государства.
Справка "РГ"
Полная протяженность защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений составляет 25,4 км, комплекс включает в себя 11 защитных дамб (Д1-Д11), 6 водопропускных сооружений (В1-В6), два судопропускных сооружения (С1 и С2) и шестиполосную автомагистраль с мостами, туннелем и транспортными развязками. Максимальная высота подъема воды, который может выдержать комплекс защитных сооружений, - 4,5 метра.