06.07.2010 07:04
Экономика

Элитный комплекс в Москве превратили в дом-бомж

Как элитный дом на улице Александра Невского в Москве превратили в дом-бомж
Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Столичный выпуск: №146 (5225)
Читать на сайте RG.RU

Этот дом на улице Александра Невского, что неподалеку от Белорусского вокзала в столице, вырос еще в 2004 году. Шесть лет, минувших с тех пор, согласитесь, время вполне достаточное не только для того, чтобы справить новоселья, но и чтобы дети перезнакомились в песочнице, и деревья вокруг зазеленели. Но дом по-прежнему стоит пустым, и по вечерам в нем загорается одно-единственное окно - на двенадцатом этаже, куда переехала лишь семья Агониных.

Реалии без глянца

А что же не спешат обживать новое жилье покупатели остальных 86 квартир? Ведь деньги за свои хоромы они выложили для начала двухтысячных немалые - под три тысячи у.е. за квадратный метр! (Видно, за то наш строительный бизнес и любит эту валюту - нечто среднее между долларом и евро, которая не ходит ни в одной стране мира, - что она позволяет остаться ему на плаву при любых скачках на финансовом рынке.) Платили, как вспоминают жильцы, безропотно - и за обещанный комфорт, и за само место. "Старые добрые Миусы... Здесь есть все. Рядом Тверская улица - центральная артерия Москвы - с ее бутиками, торговыми центрами, ресторанами и местами отдыха. Но стоит пройти несколько минут - и вы в тишине миусских улиц и переулков..." - так Группа Компаний Пик представляла свой новый проект в глянцевом буклете.

Эти слова так тронули сердца молодой пары - врача Марины и предпринимателя Валеряна Макалатии, что они решили: именно здесь должен родиться наш сын! На время строительства дома сняли даже по соседству другую квартиру взамен той, в которой жили, чтобы при переезде в свой дом не пришлось тащиться через всю Москву. Но сыну Александру исполнилось уже пять лет, а семья по-прежнему снимает чужой угол на Тишинке.

- Нам все время врали, - рассказывает Марина. - То финансирование еще не открыто, то документы на утверждении в правительстве Москвы, а на самом деле застройщики просто проворовались и экономили на всем, чем можно - цементе, утеплителе и всех остальных стройматериалах. Что в итоге? Разве здесь можно жить? Смотрите сами, - хозяйка решительно распахивает перед корреспондентами "РГ" двери квартиры в доме на улице Александра Невского. Прямо перед нами - вскрытая стена, которая держится лишь на облицовочном кирпиче. В открывшиеся щели между кирпичами другой стены я просовываю ручку и упорно пытаюсь ею хоть во что-то упереться, но не удается: дальше пустота.

- Первый раз мы вошли сюда зимой и ужаснулись - так все кругом промерзло, - вспоминает хозяйка. - Чтобы понять, отчего это происходит, сняли штукатурку. Под ней грудой лежали кирпичи - как кубики, сложенные неумелой рукой маленького ребенка. Между ними - ни цемента, ни утеплителя.

Глава семьи нанял бригаду, которая и разбирает теперь одну халтурно сложенную внутреннюю стену за другой, фактически заново выкладывая квартиру.

Мы смотрим на эту картину с опаской:

- Не боитесь, что здание не удержится на облицовке и сложится как карточный домик, пока вы меняете ему внутренности?

- Боюсь и переживаю. Ведь облицовочный кирпич, как обнаружилось, местами ничем не скреплен - сквозь него просвечивала даже улица. Но другого выхода у нас просто нет.

На мрамор денег тоже не хватило

Помимо халтуры в квартирах, с которой в одиночку борются сейчас жители, обнаружилось, что дом, позиционировавшийся как элитный, не тянет и на эконом-класс. Вместо обещанного натурального мрамора в холлах - дешевая и к тому же скользкая плитка на полу, на стенах - обычная штукатурка. Принудительная вентиляция, оказывается, вовсе не обеспечивает "круглосуточно чистого и свежего воздуха", как уверяли составители буклета. Да и фасад для жилья с гордым названием "Невский" выглядит весьма скромненько. На цоколе - узкая полоска искусственного камня вместо натурального. Стены вместо условно белых, зеленых и серых, как значится в колористическом паспорте, просто серые, безо всяких условностей. А отсутствие карниза по кромке крыши, предусмотренного проектировщиками, но забытого строителями, делает дом очень похожим на пятиэтажку хрущевских времен.

Даже телефон в доме и тот оказался с сюрпризом - строители подвели не эмгэтээсовскую разводку кабелей, как делается обычно, а альтернативной компании, услуги которой обойдутся жильцам вдвое дороже. Но я думаю, что в конце концов собственники смирились бы и с этим. Ведь у кое-кого из них за время, прошедшее с начала строительства, жизнь изменялась, к сожалению, не всегда к лучшему. Кто-то ушел на пенсию, и жизнь в центре Москвы стала теперь не по карману. У кого-то - умерли близкие, кто-то - развелся, и такая большая квартира больше не требуется. Плохо другое. Дом в таком состоянии не примет ни одна приемочная комиссия. Список недоделок, направленный в мае в Ростехнадзор по городу Москве, на самом деле еще шире. Я перечислю лишь некоторые его пункты. Не сдана в эксплуатацию система противопожарной защиты. В гараже обнаружена течь гидроизоляционного слоя, а в приямках вместо нержавейки использован простой металл. Квартиры не укомплектованы счетчиками горячего и холодного водоснабжения и положенными по проекту фильтрами. Не завершены пусконаладочные работы по установке системы приточной вентиляции и горячего водоснабжения. Нет радиовещания, не закончено благоустройство, вместо двух слоев асфальта положен лишь один. Система мусороудаления разукомплектована, а контейнеры для сбора мусора не установлены. Ну и так далее.

Что это значит для жильцов? А то, что продать квартиру в таком доме они сейчас могут только с очень большой потерей для себя, а жить там самим - невозможно. К тому же и небезопасно.

Наследники "Клепы"

Что же мешает строителям устранить эти, если можно так сказать, недоделки и пустить "Невский" как можно скорее в самостоятельное плавание?

- Денег у них нет, - поясняет управляющий домом Алексей Конопихин. Правда, какой именно суммы не хватает, сказать затрудняется. Строители говорят то 50 миллионов, то 60, а то и 70...

- С этим домом с самого начала все пошло не так, - продолжает рассказ Конопихин. - Наша компания выиграла конкурс на управление им еще в 2004 году. Обычно требуется от силы пара месяцев, чтобы подготовиться к приему жильцов, заключить с ними договоры и начать эксплуатировать новостройку в обычном режиме. Но не в том состоянии, в каком мы обнаружили этот дом. В нем не было проложено ни метра трубопроводов, электропроводки... Стеклопакеты на окнах - и то не везде стояли.

Вскоре выяснилось, что поплыл фундамент у соседнего дома и стройку "Невского" заморозили до выяснения обстоятельств. Когда через год разморозили, средств у застройщиков уже не было. Куда делись деньги жильцов? Официальная версия - съел кризис. Но мировая финансовая катастрофа грянула, как известно, в 2008-м, а тут финансы кончились гораздо раньше. Говорят, цемент подорожал тоже раньше. Но, как убедились покупатели квартир в "Невском" и корреспонденты "РГ", на том количестве цемента, который затратили строители на кладке его стен, разориться было трудно.

Дальше - больше. Начали пропадать и все структуры, причастные к несчастной новостройке на Миусах. Первым пропал ЗАО "Детский центр "Клепа", от имени которого действовала Первая ипотечная компания, подписывая договоры с покупателями. Та самая "Клепа", которая и заключила инвестиционный контракт с правительством Москвы и была одним из инвесторов дома. Затем не стало департамента инвестиционных программ правительства Москвы - второго инвестора, он был расформирован. Следом исчезли заказчик строительства - ГУП "Москва-центр" и главный подрядчик ГСК "Монолит". С кого же требовать миллион рублей, вложенный уже в ремонт квартиры той же семьи Марины и Валеряна Макалатии? С Группы Компаний Пик,

буклет которой так заворожил их обещанием новой жизни? Но чисто юридически это весьма сложно, так как в заключенных договорах эта компания вообще не фигурирует и, судя по тому, как развиваются события, ответственной за случившееся себя не считает. А компания, с которой договор подписан, своевременно позаботилась включить в него пункт о том, что она "каких-либо претензий по характеристикам квартиры не принимает", так как свидетельством качества является акт приемочной комиссии о соответствии ее проекту. Правда, акта пока тоже нет.

Год назад, глядя, что дело с мертвой точки не сдвигается, первый заммэра Москвы, руководитель стройкомплекса Владимир Ресин назначил нового заказчика строительства, который, в свою очередь, привлек нового генерального подрядчика - ООО "РесурсыПрим". Последний выполнил работу на 36 миллионов рублей, а получил за это всего лишь 6 миллионов. Поэтому сейчас работы снова остановлены. История дошла до мэра Москвы Юрия Лужкова. По его поручению в прошлом октябре выездное совещание на улице Александра Невского, вл. 27-31, провел руководитель оперативно-распорядительного управления правительства Москвы Сергей Веселовский. Составили еще один перечень недоделок, доложили мэру, который потребовал разработать график их скорейшего устранения. Теперь в соответствии с ним каждую пятницу в стройкомплексе на Никитском переулке вновь и вновь озвучивается то, что нужно сделать для того, чтобы предъявить, наконец, дом приемочной комиссии. Собираются то у заместителя руководителя департамента городского строительства Александра Максименко, то у замначальника управления оперативного контроля и координации выполнения градостроительных программ Валерия Кириченко.

"Но денег-то мэр не дал!" - разводят руками вольные и невольные участники этой истории, объясняя тщетность своих совещаний. Скорее всего, город найдет все-таки возможность выделить эти недостающие 50 (60 или 70?) миллионов рублей хотя бы для того, чтобы "Невский" просто не рухнул и не стал причиной еще большей беды. Да и городские власти не могут себя не чувствовать в ответе за происходящее. Едва закончив с решением проблемы обманутых вкладчиков, они взялись за долгострой - к началу года в городе насчитывалось 38 таких объектов. "Москвичам в конце концов все равно, сбежала компания с их деньгами или просто затянула стройку на годы, - объяснил столичный мэр. - Они все равно чувствуют себя обманутыми". И это правда. Но неужели столичный бюджет и дальше будет расплачиваться за чужие грехи деньгами налогоплательщиков? Что же в таком случае представляет собой ответственность представителей самого стройбизнеса? Тех, кто строит дома с прозрачными стенами и оставляет людей на долгие годы на улице? Или их удел - подсчитывать лишь дивиденды?

Жилая недвижимость Москва Столица