06.07.2010 07:04
Спорт

После ЧМ Африка сможет претендовать на первые в своей истории Олимпийские игры

После этого чемпионата мира Африка сможет претендовать и на первые в своей истории Олимпийские игры
Текст:  Кейр Реднэдж ((Великобритания), футбольный аналитик для "РГ")
Российская газета - Федеральный выпуск: №146 (5225)
Читать на сайте RG.RU

Как бы то ни было, все равно все закончится 11 июля, и уже 12-го Южная Африка начнет все сначала. И теперь после финала Кубка и пресс-конференции Зеппа Блаттера она сможет смотреть в лицо новым мировым испытаниям с гораздо большей уверенностью, чем раньше.

Испытание Кубком, начавшееся 16 лет назад, закончится, и впереди - новые. Придет время анализа, комментариев, вероятно, и критики, без которой никогда не обойтись. Затронут и вопрос выступления сборной хозяев на этом первенстве. Обсудят итоги деятельности местной футбольной ассоциации. Взвесят, поможет ли поражение команды ЮАР, впервые из всех хозяек мировых чемпионатов не вышедшей в следующую стадию, привлечь внимание к футболу. Неудачи тоже заставляют о многом задуматься.

Остается немало и других сложнейших вопросов. Как будет использоваться созданная благодаря футболу коммерческая инфраструктура? Не последует ли после Кубка мира немедленное сокращение возникших новых рабочих мест? И что делать, как использовать построенные стадионы? Неужели они превратятся в ненужные подарки - памятники чемпионату-2010? Жаль, спортивные сооружения весьма функциональны, и на них угрохано столько деньжищ. Цифры таковы: федеральное правительство вместе с местными потратило около трех миллиардов долларов на возведение пяти новых стадионов и реконструкцию других пяти. Сегодня кажется сомнительным, чтобы внушительные спортивные сооружения в небольших городах могли бы заполняться даже во время топовых матчей национального первенства. Эти арены, увы, ждут неминуемые убытки.

Зато на главных спорткомплексах в Кейптауне, Дурбане, конечно, в Йоханнесбурге, в Претории стадионы обречены на счастливую жизнь: на них будут играть и очень популярные в ЮАР регбийные команды.

А Дурбан вообще превращается в город с самыми высокими олимпийскими амбициями. Причем вполне реалистичными. Там, возможно, пройдут первые в истории Африки Олимпийские игры. В прошлом году специалисты из Дурбана упорно работали на Олимпийском конгрессе в Копенгагене. А в июле 2011 года этот город примет у себя сессию Международного олимпийского комитета. Дурбан, думается, выставит свою кандидатуру на Олимпийские игры-2020 и, если все сбудется, получит их в 2024-м. Не все города, в которых проводились матчи Кубка мира, могут похвастаться такими далекоидущими планами.

Теперь к экономике. Здесь картина посветлее, чем в чистом спорте. Аналитики полагают, что от 20 до 50 тысяч рабочих мест могут быть созданы после этого Кубка. И то будут прочные, долгоиграющие рабочие места. Кстати, именно столько создали в Германии после Кубка мира-2006.

Больше же всего потерь в Южной Африке понесут руководители, занимавшие высокие посты. Их, работавших на этом Кубке, около 750. Да еще по сотне в каждом из городов, где проходили матчи. Но и тут есть выход. Эти люди набрались опыта и, как полагают, могут быть использованы на других позициях, откуда можно управлять развивающимся государством. Если подводить какие-то первые неспортивные итоги, то долгосрочное значение Кубка мира огромно и позитивно в чисто денежном выражении.

Президент Оргкомитета Дэнни Джордан говорит, что страна начала биться за Кубок мира еще в 1994 году, когда его соотечественники-функционеры поехали на Кубок мира в США. И только спорт, только футбол мог бы и смог столь быстро поднять страну, улучшить и усовершенствовать ее инфраструктуру. Если бы не футбол, приехали бы сюда 400 телеканалов и 15 тысяч журналистов? А 350 тысяч болельщиков? Только чемпионат мира помог совершить такое чудо. Ничего и ничто, кроме Кубка мира, не превратило бы ЮАР в известную миру страну. И никогда Африка не была в центре внимания мира. Так почему бы не продолжить это и дальше?

Чемпионат мира