Последние двенадцать лет финансирование отечественной науки - и фундаментальной, и прикладной - характеризуется резким спадом. В результате по уровню инновационной активности Россия уступает многим развитым странам. К примеру, в общем объеме продаж наукоемкой продукции на мировом рынке доля РФ составляет всего 0,3%, тогда как доля США - 20%, Японии - 11%, а Германии - 8%. Об этом шла речь на саммите деловых кругов "Сильная Россия- 2010".
Удельный вес новой или значительно усовершенствованной продукции во Франции, Австрии и Бельгии - 20-30%, в Германии - 40%. "До половины предприятий в этих странах имеют статус инновационных, - отмечает генеральный директор Института экономических стратегий Александр Агеев. - В России таких предприятий в разы меньше. Да и на тех, что есть, работают на оборудовании, не обновляемом 30-40, а то и все 50 лет. Российская техника пока не в состоянии удовлетворить потребности развивающейся экономики, она устарела идейно и технически. В результате из года в год растет импорт машин и новейшего оборудования". За последние восемь лет ввоз продукции отрасли машиностроения увеличился в 7,5 раза, а спрос на отечественную продолжает падать. В то же время ежегодный спрос на российские сырьевые товары и энергоносители оценивается примерно в $500-600 млрд, а на инновационную продукцию - лишь в $5-6 млрд.
По словам первого заместителя мэра Москвы Юрия Росляка, отчасти развитие российских инноваций тормозит отсутствие всестороннего нормативно-правового обеспечения этой сферы. Сегодня правовая база инновационной деятельности далеко не совершенна и требует серьезной переработки. Основным тут выступает Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Кроме того, принят ряд других законодательных актов: "Об особых экономических зонах в РФ", "О Российской корпорации нанотехнологий", "О передаче прав на единые технологии". Также внесен ряд изменений в Налоговый кодекс, однако предприниматель по-прежнему не торопится становиться на путь инновационного развития. "Предстоит создать законодательную базу инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности, отвечающую новым экономическим условиям, - подчеркивает Росляк. - Нужны законы, которые, с одной стороны, обеспечивали бы благоприятные условия для адаптации науки к условиям рыночной экономики, с другой - значительно повысили бы заинтересованность предпринимателей, товаропроизводителей по внедрению новейших достижений в области высоких технологий. Но самое главное сегодня - запустить инновационный процесс". Подготовка соответствующего базового законопроекта под условным названием "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации" уже находится в стадии завершения. Этим законопроектом занимается рабочая группа, созданная на основе Совета по инновационной деятельности и наукоемким технологиям при Комитете Госдумы по науке и наукоемким технологиям. Идею создания закона уже поддержали более 50 регионов страны. "Цель этого закона - обеспечить системную господдержку инновационной деятельности, защитить ее от произвола чиновников, - говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Вячеслав Осипов. - Для этого в законопроект закладываются соответствующие правовые механизмы. Также наконец определены такие понятия, как "инновация", "инновационная деятельность", "инновационная продукция", прописаны полномочия и ответственность органов государственной власти в этом процессе".
Если законопроект примут в Госдуме, материальная поддержка будет оказываться как физическим, так и юридическим лицам, ведущим инновационную деятельность: финансовую, организационную или информационную. Предусматриваются также налоговые и таможенные преференции.
"Этот законопроект даст возможность российским интеллектуальным центрам - вузам, НИИ, конструкторским бюро - создавать малые инновационные предприятия, упростит процедуру внедрения наукоемких технологий, - комментирует вице-президент РАН Сергей Алдошин. - Он предусматривает и упрощенную систему налогообложения для инновационных предприятий, а также правовую основу расходования бюджетными научными организациями доходов от участия в предпринимательской деятельности".