06.07.2010 07:40
Экономика

Госдума планирует осенью приравнять пиво к алкоголю

Хмельной напиток могут приравнять к крепкому алкоголю
Текст:  Мария Жебит
Российская газета - Федеральный выпуск: №146 (5225)
Читать на сайте RG.RU

Законопроект по применению к пиву таких же норм и требований, как к водке, планируется принять уже ближайшей осенью. Об этом заявил вчера на пресс-конференции член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский.

"Следующим этапом борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя должно стать принятие законопроекта по пиву, - рассказал корреспонденту "РГ" депутат. По его словам, планируется, что на пивную продукцию будут распространяться те же налоговые нормы, что и на производителей крепкого алкоголя. Также пиво предлагается продавать по тем же правилам, что и крепкий алкоголь. Кроме того, законопроект может запретить массовую рекламу пива, как произошло в свое время с рекламой водки. Однако, по словам Звагельского, акцизными этикетками каждая бутылка пива в отличие от водки облагаться не будет. И условия по единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), которая предназначена для автоматизации госконтроля за объемом производства и оборота алкогольной продукции, предусмотрены менее жесткие, нежели для крепкого алкоголя.

Идея приравнять пиво к водке уже высказывалась полтора года назад. Но, с одной стороны, лобби пивоваров было достаточно сильным, с другой - законотворцы прислушались к идее заменить водку "в рационе" менее вредным пивом. И производителям пива оставили свободу. И несмотря на недавнее повышение акцизов, как говорит директор российского Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, объемы потребления пива в стране выросли в разы. Однако, по его словам, крепкий алкоголь заместить пивом невозможно, но можно вином.

Технический регламент по винному производству также планируется принять в осеннюю сессию. "Он поможет наладить производство качественного вина, - объясняет Звагельский. - Сейчас большинство товаров на рынке - это разведенные порошковые вина". Кстати, с полок магазинов должен исчезнуть и коньяк, так как большинство напитков с этим названием не имеют ничего общего с французским образцом. Тогда, по его словам, возможно будет снизить потребление крепкого алкоголя. Хотя, как считает Вадим Дробиз, оно не является критическим. А вопрос алкоголизации стоит не менее остро и в других странах мира.

При этом идею о введении "сухого" закона эксперты единогласно отвергли. "Это приведет только к увеличению оборотов теневого рынка", - убежден Вадим Дробиз. Такой же эффект ожидают представители отрасли и от повышения акцизов. Минфин недавно высказал предложение еще больше увеличить ставки для алкоголя.

"Тогда минимальная цена водки вырастет до 150 рублей, - говорит председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров, - и россияне снова начнут покупать суррогаты". Хотя сейчас, после полугодовой работы программы Росалкогольрегулирования, объем нелегальной водки снизился на 30 процентов. По данным Дробиза, к маю оборот теневого рынка сократился в целом на 32 процента. При этом годом раньше доля "паленой" водки составляла почти 60 процентов.

Теперь, по словам Звагельского, необходимо ужесточать наказание за производство и продажу нелегальной контрафактной продукции. Эти меры входят во второй правительственный пакет. Первый включал в себя контроль за производством и оборотом. Без введения госмонополии. И, по всей видимости, от идеи введения полного контроля за производством спирта отказались окончательно. Еще в декабре первый вице-премьер Виктор Зубков успокоил производителей, и трудностей отрасль пока не испытывает. Также в ходе этой программы была установлена минимальная цена на водку - 89 рублей.

"Второй правительственный пакет содержит около двадцати законопроектов, - говорит Звагельский. - Он касается борьбы с контрафактом и продажей спиртного несовершеннолетним". Третий пакет направлен на оздоровление нации и пропаганду здорового образа жизни. Планируется, что социальная реклама будет посвящена и проблеме вождения в нетрезвом состоянии. По мнению депутата, эта кампания потребует огромных финансовых вложений, которые должны прийти не из казны, а из кошельков самих производителей спиртного. Хотя законотворцы и ожидают массового противостояния с их стороны.

Товары и цены