Согласно решению, принятому в конце июня Федеральной службой по тарифам (ФСТ), со второй половины июля и с 1 августа впервые будут взиматься портовые сборы в морских портах Азов и Ростов-на-Дону, которые, имея статус речных, с августа 2009-го включены в реестр морских портов РФ. Увеличение количества морских портов в российском Приазовье позволит продолжить сокращение транзита российских грузов через азовские порты Украины. За январь - июнь объем этого транзита сократился почти на 15%.
Кроме того, ФСТ понизила примерно на 15% ставку корабельного сбора в морском порту Таганрог и уравняла ставки портовых сборов для российских и иностранных судов в этом порту. Такое решение, по данным администрации морского порта Таганрог, позволит увеличить число зарубежных судозаходов в этот порт. Последнее важно в связи с тем, что минимум треть российского внешнеторгового грузопотока в Азовском бассейне осваивают суда под иностранными флагами.
А для стимулирования внутрирегиональных (то есть каботажных) морских грузоперевозок ФСТ предписала с 1 июля понизить на 8% ставки портовых сборов в приазовских портах РФ для каботажного плавания. Оно предусматривает в том числе перевозки судами смешанного плавания ("река-море"), которые используют в частности среднее и нижнее течение Дона, где расположены новые морские порты Ростов-на-Дону и Азов.
Тем временем объемы грузовых перевозок через упомянутые порты увеличиваются. По информации, предоставленной "РБГ" федеральным госучреждением "Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", грузооборот портов Азово-Донского бассейна РФ за первое полугодие 2010-го возрос в сравнении с тем же периодом 2009-го примерно на 40%, причем наибольший прирост грузооборота характерен для портов Северного Приазовья - Азова, Ейска и Ростова-на-Дону. С вводом в действие новых приазовских терминалов грузооборот портов в этом регионе будет расти более высокими темпами.