То, что реконструкция Большого театра продвигается стремительно, видно нево-оруженным глазом. Строительные леса буквально слетают со стен театра: уже можно любоваться двумя историческими фасадами архитектора Альберта Кавоса - белоколонным парадным и выходящим на Петровку. В конце июля откроется фасад со стороны Щепкинского проезда. А внутри театра кипит работа по "золочению".
Золотится декоративная лепнина зрительного зала, выполненная из папье-маше. Причем золото наносится беличьей кистью на поверхности листочков и цветов, смоченных разбавленной водой 40-градусной водкой. Это не шутка - это старинная русская технология золочения. Ее секреты открыли журналистам мастера-реставраторы, работающие сейчас над воссозданием величественного интерьера театра, созданного при императоре Александре II. Естественно, что золота на красоту в те времена не жалели, и сегодня для того, чтобы зал засверкал историческим золотым блеском, на реставрации приходится работать нескольким командам из Москвы и Питера, восстановившим уже лепнину лож и ярусов и теперь приступившим к ее золочению. Руководитель одной из реставрационных групп Алексей Политковский объяснил, что историческая лепнина из папье-маше была в очень плохом состоянии - и из-за старых гвоздей, проржавевших за полтора века, и из-за того, что во время быстрого послевоенного ремонта трещины в лепнине из папье-маше скреплялись не идентичным материалом, а заполнялись гипсом. Это, кстати, негативно повлияло на акустику зала, а сама лепнина из-за несовместимости материалов буквально "взрывалась" изнутри. Теперь богатый орнамент лож и ярусов выглядит крепким.
|
Видео: Виктор Васенин |
По словам мастеров, этот орнамент напоминает живое дерево, у которого все листочки и цветы похожи, но ни один не повторяет друг друга. Восстанавливали каждый листочек кропотливо, используя старую технологию: в костный клей добавляли бумагу без химических добавок и мел, получая папье-маше твердое как камень.
Вот на поверхность этого "бумажного камня", декорирующего зрительный зал Большого театра, сейчас и наносят слои сусального золота. В этом случае тоже используют старинную технологию, утраченную в ХХ веке. Реставратор Вера Бабич "золотит" уже не в первом поколении и считает, что эту технику можно передать только "из рук в руки". Инструменты для золочения - беличьи кисточки веером, агатовые зубки для полировки - хранятся в шкатулке, обтянутой замшей, на которую во время работы выкладываются тонкие пластинки золота. Прежде чем золотить, кисточку обмакивают в водку, смачивают поверхность и только потом наносят золотую пластиночку. Через несколько часов пластиночку шлифуют. Самому же золочению предшествуют еще несколько этапов "секретной" работы - нанесение левкаса, полимента, замешенного на глубинной глине красноватого цвета, которая, просвечивая сквозь золото, придает ему благородный "не самоварный" оттенок. Таким "старинным" золотом в зале Большого театра будет покрыто 796 кв. м.
Еще одно реставраторское достижение - знаменитая квадрига с Аполлоном. Она вот-вот откроется, и каждый сразу заметит, что Аполлон не просто подновил свой цвет (тон патины), но и в руках его появился отлитый из меди венок, утраченный так давно, что никто в ХХ веке его уже не видел. Кроме того, у Аполлона теперь появился и нарядный фиговый листок. Правда, листок журналисты попросили тут же снять, чтобы сфотографировать то, что никто как раз теперь и не увидит. Уже понятно, архитектура Большого театра в ее историческом виде - это такая увлекательная "книга", которую каждому еще предстоит прочитать самому.