08.07.2010 07:00
Экономика

Введение для Беларуси пошлин на нефть и нефтепродукты отрицательно сказывается на работе российских предприятий

Реальная кооперация является основой союзной экономики
Текст:  Ирина Юзвак
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №26 (462)
Читать на сайте RG.RU

Во времена СССР Беларусь, как известно, была "сборочным цехом" огромной страны, где сконцентрировались промышленные заводы-гиганты. Чем было продиктовано такое решение, учитывая отсутствие основного сырья для них - металла и углеводородов, - можно объяснять по-разному. Но тогда сырьевых проблем не возникало, и Беларусь стала одной из наиболее развитых в экономическом отношении республик. Составляя лишь 3,5 процента населения СССР, белорусы производили 10 процентов металлорежущих станков, пятую часть тракторов, 23 процента машин для животноводства, 19 процентов минеральных удобрений, более трети химических волокон. При этом "сборочный цех" отличался и развитым сельским хозяйством. По производству мяса в расчете на душу населения БССР превосходила среднесоюзный уровень в 1,7 раза, а по производству молока - в 2 раза. За десятилетия жизни в одной стране при отсутствии границ и таможен наши экономики переплелись тысячами прочных нитей. Однако, как оказалось, какими бы крепкими они ни были - перерубить их дело нехитрое. Был бы топор. Перерубили...

Разойдясь на какое-то время в разные стороны, мы еще острее почувствовали необходимость друг в друге. Не легко и не быстро, но возобновились прежние кооперационные связи. Беларусь, как и раньше, ввозила энергетические ресурсы, металл, некоторые узлы и детали. Россия обеспечивала свой рынок необходимыми самосвалами, сельскохозяйственной и дорожной техникой, транспортом, химическими волокнами, продуктами питания, одеждой.

Если большинство промышленных отраслей в Беларуси представлено в основном выпуском готовой продукции, то в России развиты производства начальных технологических циклов, дополняющих белорусскую производственную структуру. Сегодня только кооперационных соглашений более двух тысяч.

Транзитные возможности Беларуси значительно сократили и сделали более комфортным и дешевым путь российских товаров на западные рынки. А по белорусским магистралям проходит около 70 процентов российского экспорта и столько же европейского импорта. Причем благодаря проведенной реконструкции пограничных пунктов таможенного оформления их пропускная способность увеличилась на 20 тысяч автомобилей в сутки. Газопровод Ямал - Западная Европа сократил затраты на транзит "голубого топлива". Он на 480 километров короче украинской трассы. Беларусь взяла на себя полное обеспечение безопасности союзных границ.

- Сегодня взаимодополняемость экономик Беларуси и России составляет порядка 40 процентов по отдельным видам кооперации, - рассуждает Петр Никитенко, доктор экономических наук, академик Национальной академии наук Беларуси. - То есть сейчас мы приблизились к уровню, который был на момент распада СССР. Одно время было углубление до 60 процентов, но позже мы несколько пересмотрели нашу структуру экспорта-импорта в сторону увеличения на кооперацию и сотрудничество со странами Евросоюза, поэтому произошла некоторая переориентация на более высокотехнологическую торговлю.

Но отраслевая структура экономических связей с Россией осталась, по сути, без изменений. Энергетический комплекс практически весь работает на российском ресурсном потенциале, высокая кооперация осталась и в машиностроении. Петр Никитенко подчеркивает:

- Вот посмотрите, наши гиганты МАЗ, МТЗ, БелАЗ - ведь это не только поставка конечной продукции. Порядка тысячи заводов и в России, и в Беларуси обеспечивают эти предприятия узлами, комплектующими, металлом и так далее. По самым приблизительным подсчетам только в России на этих производствах задействовано более 15 миллионов человек. Поэтому стабильная работа белорусских предприятий - это стабильная работа и их партнеров в России.

Когда из-за разразившегося мирового финансового кризиса в России начали останавливаться сначала ГАЗ, потом КАМАЗ, экономические проблемы начались и на гродненских предприятиях, которые поставляют на эти заводы комплектующие. А может быть, и наоборот. Если в Беларуси остановится Минский тракторный завод, то проблемы ждут все 157 предприятий России, которые в той или иной степени с ним работают. Не будем забывать и о комплектующих, которые не смогут получить российские аграрии, фермеры и простые крестьяне.

В целом же взаимными поставками продукции связаны более восьми тысяч белорусских и российских предприятий. Особенно тесная кооперация сложилась между странами в военно-промышленном комплексе. Эти связи не только удалось сохранить, но и значительно приумножить. Так 99 белорусских предприятий поставляют 1880 наименований продукции для 255 предприятий оборонных отраслей России. А у 940 российских предприятий главные клиенты - 67 предприятий в Беларуси. Они поставляют около 4000 наименований продукции. Доля поставок из Беларуси в оборонном заказе России составляет 15 процентов, причем это главным образом высокотехнологичная продукция: авианавигационные приборы, средства спутниковой и космической связи, оборудование для радиостанций. При этом, не являясь космической державой, но благодаря совместной работе ученых белорусские разработки широко представлены в космосе. Сейчас, к примеру, белорусские и российские специалисты вместе работают над экспериментальным образцом микроспутника нового поколения расширенного действия.

Еще одна отрасль, где теснейшим образом переплелись экономические интересы обеих стран, - нефтехимия. Сегодня введение для Беларуси пошлин на нефть и нефтепродукты далеко не лучшим образом сказывается на работе более семидесяти российских предприятий, для которых основной поставщик эксклюзивного для постсоветского пространства сырья - могилевское "Химволокно". Приведу лишь один пример. Сразу на 30 процентов (с 27 до 40 российских рублей за килограмм) подскочили цены на такое вещество, как полиэфирный гранулят. Он необходим для производства нитей, которые потом составляют основу обивочных тканей для авто и мебели. Дело в том, что могилевское "Химволокно" производит полиэфирный гранулят из параксилола, который закупается в России. А поскольку это вещество - оно составляет почти 70 процентов себестоимости продукции - относится к нефтепродуктам, из-за пошлины цена на него подскочила. Поэтому российские химзаводы оказались перед выбором - или поднимать цену уже на свою конечную продукцию, или искать альтернативного поставщика. А это только Южная Корея...

В России работают 26 сборочных производств белорусских предприятий. Это и "Бобруйскагромаш", и "Лидаагропроммаш", и "Амкодор", и "Могилевлифтмаш", не говоря уже о МТЗ, МАЗе и БелАЗе. От Смоленска до Владивостока сегодня можно обновить технический парк белорусскими машинами. Кроме того, не надо сбрасывать со счетов, что СП - это прежде всего новые рабочие места и налоговые поступления в местные бюджеты российских регионов.

Думается, даже столь беглый анализ наших кооперационных связей, укреплению которых, безусловно, способствует и реализация научно-производственных программ Союзного государства, позволяет сделать простой вывод. Несмотря на временные трудности, наши страны, экономики, предприятия и, главное, люди имеют столь тесные связи, что их ослабление, а тем более разрыв повлекли бы долговременные проблемы как для Беларуси, так и для России. С точки зрения реальной экономики и здравого смысла это недопустимо. Тем более что теперь мы партнеры и по Таможенному союзу. И этот интеграционный проект уже имеет серьезный фундамент, созданный за годы союзного строительства.

ВЭД